Новости культуры российских регионов
15 сентября 2016
Поволжье

Уроки толерантности

В Казани прошёл международный фестиваль мусульманского кино
Кадр из фильма "Норжмаа"

XII Казанский международный фестиваль мусульманского кино, проходящий под неизменным девизом «Через диалог культур – к культуре диалога», в этом году собрал чрезвычайно сильную программу. Это киносмотр с давней историей (он проходит в столице Татарстана с 2005 года), именно здесь впервые были представлены фильмы из таких государств, как Бахрейн, Конго, Филиппины, Индонезия и многие другие. Татарская же картина «Бибинур» (2010) побывала на 14 фестивалях, а в истории самого татарского кинематографа первая игровая полнометражная картина «Булат-Батыр» появилась почти 90 лет назад. В 1927 г. премьера этого «грандиозного исторического боевика из эпохи пугачевщины» прошла в кинотеатре «Электра» (позже «Татарстан»), который располагался на улице Баумана, где ныне проходит и конкурсный показ фильмов Казанского кинофестиваля.

В этом году на фест было прислано более 700 заявок из 53 стран мира. В конкурсную программу вошли 60 фильмов из 33 стран. Впервые представлен полный метр из Объединенных Арабских Эмиратов.

Председатель жюри XII КМФМК народный артист России, лауреат Государственной премии СССР режиссер Александр Прошкин не склонен делить кинематограф по конфессиональному признаку, отмечая, тем не менее, что в фокусе Казанского киносмотра оказалась панорама, возможно, самого интересного в мире кино. «Не бывает чисто православного или католического кино», - говорит он. – «Кино это дело светское и в чем-то даже греховное. Искусство от Бога, либо оно есть, либо нет. И в первую очередь, это способность к сочувствию. А фестиваль, в какой-то мере, человеческое объятие».

Помимо Александра Анатольевича Прошкина, в состав большого жюри входили еще три режиссера – Сиддик Бармак (Афганистан/Франция), Усман Сапаров (Туркменистан), Юсуп Разыков (Узбекистан/Россия), и оператор Валерий Севастьянов (Россия/Татарстан).

Их выбор главного победителя безусловен в панораме конкурсной программы игрового полнометражного кино XII КМФМК, где было представлено 10 фильмов. Иранская драма «Бессмертный» (режиссер Хади Мохагех) также удостоена приза за лучшую операторскую работу (Рузбех Райга). Визуальное решение картины действительно поднимает ее до уровня высокой трагедии. …Главный герой, 70-летний Айяз, мучим неизбывным чувством вины: он был за рулем минивэна, в крушении которого погибла его семья. Сегодня он живет с внуком-подростком Ибрагимом, который всякий раз спасает деда от бесконечных попыток свести счеты с жизнью. Способы старик находит самые разнообразные, и остановить его не могут ни неудачные попытки членовредительства, ни слабеющее физическое тело. В какой-то момент кажется, что чаша страданий человека уже переполнена… Картина достаточно натуралистична, несмотря на окружающий пейзаж, где пустынные равнины чередуются с горными ландшафтами, на экране будто растворена вечность, и человек предстает лишь песчинкой, бесполезно сопротивляющейся фатуму. Иранский кинематограф всегда отличала глубокая поэтика, вот и в «Бессмертном» (на кинофестивале в Пусане уже получившим приз ФИПРЕССИ и ставшим «лучшим фильмом») пантеистический взгляд на мир преобладает. Суицид греховен в любой религии. Дух побеждает физическое тело, но даже над духом есть Бог. И также режиссером ставится очень важный вопрос о том, насколько прав человек, когда продолжает осуждать себя, бесплодно восставая против воли всевышнего. Достоинство в каждом кадре этой замедленной по темпоритму картины, очень непростой для восприятия. Но кинозал смотрел ее на едином дыхании, с большим терпением и выдержкой. Следует отметить, что в Казани вообще крайне заинтересованный зритель и благодарная аудитория, в залах почти не бывает свободных мест, сидят на ступеньках, ходят на все, и на док, и на игровое кино, на короткий и полный метр.

Удивительные картины можно увидеть на этом фесте, в основе которого идеи толерантности и взаимопонимания. Вот, например, литовский режиссер Шамиль Гумеров, представляя картину «Читая во имя твоего Господа», подчеркнул, что его фильм был создан для привлечения внимания к татарам-мусульманам Литвы и стран Прибалтики. Его рассказ – о мусульманах города Клайпеда. «Это мой первый опыт в режиссуре. Фильм основан на исторических исследованиях, которыми мне хотелось поделиться с другими», — сказал Гумеров.

За лучшую режиссуру жюри отметило якутского режиссера Сергея Потапова, снявшего «Божество Дьесегой» как экспериментальную картину с элементами притчи, основанную на фольклорных и древних верованиях якутов. «Присутствие и понимание того, что значит стиль, это безусловная режиссерская воля» - так отрекомендовал картину вручавший приз член жюри Юсуп Разыков. Режиссер Сергей Потапов больше занимается театром (он ученик Марка Захарова), и хотел сделать картину, приближенную к эстетике черно-белого кино. …В день празднования Нового года на землю якутов спускается божество в образе прекрасного и невинного юноши Дьесегой. Путь его на земле будет тернистым и отнюдь не праздничным, несмотря на приметы праздника в кадре.

За лучший сценарий отметили сербско-хорватскую драму «Ничье дитя» (режиссер Вук Ршумович), в активе которой уже 15 международных наград, от Венеции до Висбадена, от Абу-Даби до Палм-Спрингс и Иваново. Удивительный дебют боснийского режиссера основан на реальной истории, когда в 1988 г. в лесу на территории бывшей Югославии был найден ребенок, живущий среди волков. Мальчик кусался, передвигался на четырех конечностях, не владел человеческой речью. Найденыша отправили в белградский приют, и, несмотря на первоначальный отрицательный вердикт медиков и специалистов по социализации, стали растить человека в маленьком дикаре со звериными повадками. За четыре года сделать это удалось, но финал опрокидывает все благие задумки педагогов. Сюжетов о Маугли в современном обществе, конечно, хватает, но когда в жизнь врывается война, никто не может предсказать ее сценарий. Возможно, потому режиссер и «закольцевал» свою картину, намеренно в финале придя к прологу горестной истории. И если Франсуа Трюффо в своем «Диком ребенке» (1970) повествовал о реальном случае из конца 18 века, когда воспитатель проявляет безграничное терпение и веру в нового маленького человека, то воспитатели у Вука Ршумовича беспомощны что-либо изменить и сами нуждаются в защите. Балканский котел не щадит ни их воспитанника, ни чувства их самих в конечном итоге.

Реальная история и в основе малайзийской картины «Смирение» (режиссер Тунку Мона Риза). Ансамбль актеров (Хариц Хазиг, Иззи Риф, Намрон) удостоен приза в номинации «Лучшая мужская роль в полнометражном игровом фильме», причем двое из актеров – дети, сыгравшие героя-аутиста в детстве и отрочестве. Режиссер малайской семейной драмы также получила Специальный приз Президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве» и Специальный приз Гильдии киноведов и кинокритиков России с формулировкой «За соответствие девизу фестиваля и универсальный взгляд на семейные ценности». Юный Дэниэл, аутист, герой фильма, проходит путь, в котором он из обузы для несчастного отца (внезапно овдовевшего), становится другом, соратником, да и вообще надеждой спорта. Эта несколько затянутая картина о семейных ценностях также напоминает о том факте, что дар отцовства – не настолько биологически оправданная истина, нежели материнское предназначение, и дар этот может прийти к человеку в любом возрасте.

Тема детских страданий была затронута не в одном фестивальном фильме. Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков получил сирийский режиссер Альмоханнад Кальфум за фильм «Жасмин» («За поэтическое воплощение веры ребенка в мир без войны»). 26-минутная картина, снятая на стыке докудрамы и игрового кино, стала поэтическим посвящением маленьким сирийцам, потерявшим родителей, дом, школу, друзей. Режиссер (он, кстати,  учился режиссуре в харьковской Академии культуры) 4 месяца ездил по стране, искал героев, локации. И нашел реальных сирот и реальную девочку по имени Жасмин. Которая не верит взрослым, но верит в то, что после войны обязательно наступит мир. Родители обещали, что вернутся за ней, но они погибли, и теперь Жасмин поворачивается спиной к взрослым, она не хочет слышать ложь. Лишь в финале мы отдаленно видим детские лица, и фигурки, заклеивающие фотографиями из мирной жизни телеэкран, с которого доносятся звуки взрывов и сообщения о потерях.

Ребенок и война – тема предельно острая, но режиссер Абу Шахед Эмон (Бангладеш) в своей «Истории Джалала» сконцентрировал тему детского страдания, обойдясь и без военных действий. Главного героя младенцем спасли из пучины водной, аки Моисея, растили добрые люди, да не вырастили, снова был брошен несчастный в реку. «История Джалала» - самая, пожалуй, нестандартная, причудливо выстроенная по композиции картина полнометражного игрового конкурса, но, увы, осталась без внимания жюри.

Покорила публику монгольская актриса, композитор и певица Бадема, которую можно вспомнить по известной картине Н.Михалкова «Урга: Территория любви», снятой 25 лет назад. Бадема получила приз «за лучшую женскую роль» («Норжмаа», Китай). Режиссер Баянерул, родом из Внутренней Монголии, рассказывает о далеких событиях Халхин-Гола, когда простая монгольская крестьянка по имени Норжмаа спасла и выходила двух раненых, японца и русского, то есть солдат из враждующих армий. При каждом удобном случае эти двое (один безрукий, другой безногий) пытаются убить друг друга. А женщина занята хозяйством, к ней ластятся ягнята, телята, жеребята, у нее суровый быт, она и коня на скаку остановит, и винтовку сломает, если что. Женщина как символ всего живого, родоначальница всего. И рядом с ней разрушители, несущие смерть. Невольны параллели с нашей «Кукушкой» А.Рогожкина, но «Норжмаа» впервые была представлена лишь два года назад на фестивале в Мумбаи. У нас фильм показывали на фестивале в Якутске.

Эта военно-историческая драма не лишена комедийных нот, и ей был оказан самый теплый прием в Казани, где яркую, заводную Бадему готовы были носить на руках. Днем ее можно было увидеть в спортивном образе, с рюкзаком на плече, вечером она в роскошном платье могла петь а-капелла.

Актриса рассказала, что на создание фильма ушло пять лет. «При съемках были проблемы с финансированием. Мы долго искали место для съемки, которое выражало бы всю энергию и образ фильма. Этот фильм очень близок моему сердцу, так как в нем передана моя жизнь и жизнь моего народа», — сказала она. И добавила, что для нее нет деления на религии и страны.

Лучшим полнометражным документальным фильмом стала иранская картина «Я хочу быть королем» (режиссер Мехди Ганжи) про эко-туристический бизнес в кочевом районе Ирана. «Аббас мечтает создать свое племя и стать его ханом. На протяжении трех лет Аббас делился со съемочной группой своими мечтами, своим миром…» - рассказывал режиссер – «Драматизм картины в том, что для достижения мечты Аббасу приходится противоборствовать своему роду, семье, и даже самому себе, он находится в постоянном конфликте».

В этой же номинации Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России («За творческую солидарность и внимание к судьбе художника-подвижника») присужден фильму Альгиса Арлаускаса «Заговор сумасшедших» (Россия-Испания). В центре картины – удивительный 72-летний Энрике, который строит театр в скалах, и каждый день поднимается высоко в горы, чтобы вместе с внучкой поливать саженец сосны. У него богатая биография, он партизанил еще во времена Франко, и теперь у него есть мечта о театре. Энрике как современный Дон Кихот, которого окружающие считают странным, мягко говоря. Картину показывали лишь на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, но в ноябре режиссер планирует привезти Энрике на премьеру в Москве, в Центре Сервантеса.

Церемонию закрытия фестиваля в Татарском государственном академическом театре оперы и балета им. М.Джалиля вели заслуженная артистка России Нонна Гришаева и заслуженный артист Татарстана Рузиль Гатин. «Признаюсь, я ехала сюда с особым трепетом, потому что Казань – это город моих предков», - рассказала со сцены Нонна Гришаева. – Мой прапрадед Гордий Семенович Саблуков, известный русский востоковед, профессор Казанской духовной академии, исследователь ислама, был первым переводчиком Корана, а впоследствии царь пожаловал ему фамилию Казанский». И судьбы других гостей фестиваля (Константин Лопушанский, Рубен Дишдишян, Денис Осокин) так или иначе связаны с Казанью либо Татарстаном.

Фестиваль завершился в канун большого исламского праздника Курбан-байрам. А идея межнационального сотрудничества остается главной составляющей этого киносмотра, на котором доброжелательно относятся к людям любого вероисповедания.

Оксана ГАВРЮШЕНКО

Казань - Москва