Новости культуры российских регионов
12 августа 2016
Северо-Запад

"Окно в Европу"-2016: вне конкурса

В эти дни в Выборге проходит XXIV фестиваль российского кино "Окно в Европу"
Кадр из фильма "Тень"

В игровом конкурсе принимают участие 10 картин, три из которых дебютные. Жюри возглавляет режиссёр Сергей Урсуляк. Но о фильмах конкурса речь пойдёт в другом обзоре, а пока - о внеконкурсной программе фестиваля.

Символ нынешнего фестиваля - несравненная Людмила Гурченко. Её образ на фестивальном плакате, а каждый сеанс предваряется коротким роликом из фильма "Полёты во сне и наяву" с участием актрисы. После него в зале всегда раздаются аплодисменты, как дань уважения и восхищения мастерством, талантом. А ещё, наверное, как некая грусть по тому кино, которое, увы, сейчас появляется крайне редко. 

Корифеям российского кинематографа посвящена программа "Мастера".  В нее вошли фильмы режиссеров, не нуждающихся в представлении - это Сергей Соловьёв ("Ке-ды"), Карен Геворкян ("Вся наша надежда"), Николай Досталь ("Монах и бес") и Дмитрий Светозаров ("Тень"). Откровенно говоря, не совсем понятно, почему эти картины не были включены в конкурсную программу. Да, "Монах и бес" был в конкурсе ММКФ. Но остальныве фильмы вполне могли бы побороться за призы выборгского фестиваля, и их участие в программе, безусловно, оживило бы и украсило довольно унылый и невыразительный конкурс.

Сергей Соловьёв лично представил свою новую картину, премьера которой состоялась в июне на Московском Международном кинофестивале. А на следующий день режиссёр провёл мастер-класс в Центральной городской библиотеке Алвара Аалто. Послушать Сергея Александровича собралось много народу, в зале буквально яблоку негде было упасть. Говорил он и про шестидесятников, и о своём кино, и о людях, с которыми работал. А ещё он дал замечательное определение понятия искусства: "Искусство - одно из самых бессмысленных дел на земле, как полёт бабочки. Зачем оно нужно? Не знаю. Но от присутствия в нашей жизни искусства становится лучше жить. Это я знаю точно".

"Тень" Дмитрия Светозарова повествует о разочаровавшемся в жизни бизнесмене, увидевшем как-то фотографию звезды немого кино, умершей в начале прошлого века, и пожелавшим найти в современном мире женщину- точную копию той кинозвезды. На поиски он подряжает своего друга, режиссёра, мечтающего снять фильм о воеводе Боборыкине. Тот берётся за дело с энтузиазмом, так как в случае успеха, ему обещаны деньги на кино. В роли бизнесмена - убедительный Михаил Пореченков, его друг - блистательный Юрий Стоянов. "Меня всегда увлекала перспектива снять фильм с использованием современного кино языка, но чтобы смысл высказывания формулировался как некая притча, - рассказал Дмитрий Светозаров в интервью фестивальной газете "Подоконник". - В двух словах это история современного успешного бизнесмена, у которого внешне как бы все ещё в порядке, но нет любви в его жизни, и потому душа пуста. Поиск любви, погоня за неким идеалом - в этом главная тема нашего фильма. Это формулируется как некая библейская притча. О том, что в жизни человека обязан быть идеал; возможно, - недостижимой, эфемерный, вымышленный. Но разница потенциалов между тем, что у человека есть, и тем, к чему он стремится, как раз и рождает ток жизни".

В этом году исполняется 80 лет со дня рождения человека, стоявшего у истоков "Окна в Европу", одного из его основателей, режиссёра Саввы Кулиша. Вечер его памяти прошёл в рамках фестиваля.

О проблемах современного отечественного кино критики, журналисты, участники фестиваля поговорили на круглом столе "1956-1986-2016. Оттепель. Перестройка. Год кино". 

24 года - солидный срок для истории фестиваля. И не стоит забывать, что сам фестиваль кино не производит, он лишь показывает, отображает ту картину, которую сейчас представляет из себя российский кинематограф. А выборгский киносмотр выполнил и продолжает выполнять важную задачу - привлечение внимание зрителей к отечественному кино. Зрители Выборга любят свой фестиваль, ждут его, залы практически на всех сеансах полны. Фестивальные афиши расклеены по своему городу.

К сожалению, многие режиссеры делают всё для того, чтобы потерять доверие даже самых терпеливых зрителей, настолько скучное, нелепое и никчемное кино они снимают (речь, повторюсь, опять же идёт о нынешней конкурсной программе).

О конкурсе и о победителях XXIV фестиваля российского кино "Окно в Европу" расскажем в следующих обзорах.

Церемония закрытия фестиваля пройдёт 12 августа. Фильм закрытия - киноальманах "День до", снятый режиссерами Александром Коттом, Владимиром Коттом, Александром Карпиловским, Борисом Хлебниковым.

Александра ИВАНОВА, Выборг