Новости культуры российских регионов
3 декабря 2013
Центр

В бело-синей гамме

В выставочном зале на Кирова – авторская гжель.

На популярность промысла, «приехавшего» нынче  в наш город,  не влияют ни времена, ни нравы:  гжель – это всегда стильно и всегда модно. Поэтому оживление, наблюдаемое в муниципальном выставочном зале на Кирова, – штука прогнозируемая.  Странно, если было бы иначе: выставка  авторских работ объединения «Гжель» – не просто интересное мероприятие. А настоящий праздник высочайшей культуры, истории   и эстетики  знаменитого  промысла.

Чайники, солонки, икорницы, квасники, соусники, сахарницы, конфетницы, кружки, кувшины, блюда  и прочая расписная утварь (кухонной назвать ее язык не очень поворачивается) при всей своей самобытности очаровывают не так, как чисто сувенирная продукция.  Кареты, домики, деревья, фигурки людей и животных; при виде этого великолепия глаза разбегаются. А лица зрителей  становятся такими, которых на улицах Воронежа, увы, не увидеть: светлеют. И, кажется,  добреют.

Иван Калита распорядился

Работы двадцати двух авторов, от очень именитых до молодых-перспективных  – в экспозиции  на Кирова. Она убеждает:  красота и вправду спасает мир. И заставляет не только  любоваться гжельскими  изделиями, но интересоваться  этапами их эволюции.

Большинство из нас помнят: Гжель –  название живописной   подмосковной   местности. А что происходило в тех краях  во времена оны?   Сколько  лет родившемуся  там   «бело-синему» народному  промыслу, о котором сегодня наслышаны далеко за пределами страны?

 Археологи  установили: гончарное  ремесло существовало  на территории Гжели уже в  начале  XIV века. В документах, датированных 1320 годом, зафиксировано:  поселение отписано великим князем Иваном  Калитой старшему сыну. С тех  пор  Гжель постоянно фигурирует в духовных грамотах – как  земля, богатая  лесами, реками, высококачественными глинами. 

На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. А во второй половине  XVIII века Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды –  изделий  из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. Столетие спустя  тамошние  мастера открыли новый материал и изобрели новую технологию – освоили  полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особым спросом  пользовались  изделия, расписанные в один цвет. Их «раскрашивали»  синей подглазурной краской  с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия, пока в конце XIX-начале XX веков промысел не пережил  глубокий  кризис. Поговаривали даже, что гжельское искусство погибло навсегда.

Возрождение его пришлось на послевоенное время. Тогда же начался  поиск фирменного  образного языка, потребовавший  нескольких лет  кропотливой работы. И вот  в  1972 году было создано  объединение «Гжель» –  на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях.

Как Феникс из пепла

Разработка  новых образцов и  форм изделий,  более богатая, в сравнении с первородной, живопись  – обретения объединения. Сегодняшняя  «Гжель» –  современное предприятие, продукция которого  неизменно пользуется  спросом на отечественном  и международном рынках.

Гжель  –  сочетание  ремесла  и художества. Гипсовые модели будущих изделий  вытачиваются на специальном  станке – это  гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. Мастера расписывают каждое изделие, прошедшее обжиг,  только вручную, что  позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Традиционная роспись – растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Собственный стиль –  синие и голубые узоры и цветы  на белом фоне – требует соблюдения обязательных условий: роспись производится окисью кобальта, которая  по ходу технологического процесса приобретает характерный синий цвет.  

Собственно, о некоторых  подробностях  технологического процесса дает представление выставка на Кирова. Под стендом, отразившем судьбоносные для «гжели»  исторические  факты, – образцы заготовок,  материалов  и инструментов, используемых в производстве. А что касается  тех самых фактов…

– Эта выставка – юбилейная, – пояснила организатор Людмила Пашкова. – И посвящена она вашей землячке, уроженке Воронежа Наталье Бессарабовой, которой, к сожалению, уже нет с  нами. Она проработала  в объединении «Гжель» пятьдесят лет, попав туда в тяжелейший для артели период. Разруха, заводы взорваны, художников в живых практически  не осталось. И вот она по крупицам собирает уцелевшие остаточки промысла: ходит по деревням, разговаривает со стариками. И, систематизируя  находки, создает новую школу росписи гжели.

Остается сказать  гостям «спасибо» еще и за это – за благодарную память о нашей землячке, имя  которой в Воронеже никогда прежде не звучало.