Новости культуры российских регионов
2 декабря 2013
Поволжье

В искусстве нет единственного правильного подхода

В самарском Доме культуры «Чайка» открылась персональная выставка произведений графика и живописца, доцента кафедры ДПТ СГАКИ Александра Бондаренко.

А с 20 декабря экспозицию работ этого самарского мастера можно будет увидеть в Выставочном зале Союза художников России на Молодогвардейской.

- Какие работы увидят зрители в Выставочном зале?

- Прежде всего, графику, созданную в технике высокой цветной печати за последние четыре года. Это девять листов из серии «Рождение жизни», а также графические произведения с волжскими видами из серии «Берег» - над ней я начал работать недавно. «Рождение жизни» - это фантазии о взаимоотношениях жизненных начал мужчины и женщины. Здесь есть элементы космических образов. Работая над этой серией, я обратился к новой для себя пластике и попробовал печать с применением высоких технологий. Что же касается серии «Берег», в ней запечатлены образы Волги и Жигулей. Я хотел показать Волгу, воспетую в песнях – с ее старинной материальной культурой, с рыбацкими поселками. 

- Образ Волги изменился за последние десятилетия. У вас в графике он остался прежним?

- Я бы так не сказал. Там у меня есть и современные парусники, и катера. Есть и коттеджи, если они построены с желанием вписаться в природу. Но ведь на волжских берегах построены и такие дома-новоделы, которые вносят дисгармонию в окружающую среду. У меня в графике их нет. Хотелось бы также представить на выставке и живописные работы, и акварели.

- Я знаю, что вы много ездили по стране…

- Да, в моей графике и акварельных работах есть впечатления и от Курил, и от Байкала, и от Сахалина, и от многих других мест, где я побывал. Эти работы представлены на проходящей сейчас выставке в детской художественной школе № 2.

- Над чем сейчас работаете?

- Над иллюстрациями к «Робин Гуду», хочу закончить эту работу за два года. Это будут станковые листы, не привязанные к какому-то книжному изданию. Готовясь к этой работе, я тщательно изучил материальную культуру эпохи – вплоть до шнурочков и пуговиц, которые были в то время. Точность в графике нужна в каждой мелочи. Я просмотрел множество английских и староанглийских текстов. Про Робин Гуда написано очень много баллад, романов, пьес, создано фильмов. Он ведь не просто разбойник, это своеобразная фигура, ставшая символом народного волеизъявления и сопоставимая с такими персонажами российской истории, как Иван Болотников, Степан Разин или Емельян Пугачев. Я размышляю в этой серии о взаимоотношениях власти и простого человека – с тем, чтобы у зрителя возникали ассоциации и с современной российской действительностью. Вообще, моя первая специальность – «романо-германская филология». Отсюда интерес и к Робин Гуду, и к Шекспиру – я делал иллюстрации к его пьесам.

- В прошлом году в Самаре прошла выставка «Рождение жизни» - там были и ваши произведения, и ваших воспитанников из детдома № 1. Расскажите о работе с ними.

- Она продолжается уже десять лет – с тех пор, как в этом детском доме была создана школа искусств. Сюда приходят все желающие. Мы занимаемся здесь общим развитием детей, и для нас неважно, станут они потом художниками или нет. Я играю с ними в футбол и баскетбол, мы путешествуем вместе по Жигулям, беседуем на самые разные темы. Я рад, что многие воспитанники детдома, которые обучались в школе искусств, впоследствии поступили в вузы. Но главное в том, что обучение живописи помогло им изменить в лучшую сторону отношение к жизни и к окружающим людям.

- Кто из современных художников вам близок?

- Мне нравятся работы Владимира Аветисяна, одного из учеников великого живописца Мартироса Сарьяна. Очень нравится графика литовского художника Красаусакаса, она мне близка по стилистике. Там тоже есть тема рождения человека, есть летящие линии. На одной из работ мы видим человека, который несет на себе земной шар - символ того, что он отвечает за все, что происходит на этой планете. Я тоже в своем творчестве тяготею к символике. Мне важно создать обобщенный образ. Я рисую не природу, не вещь, а свое представление о них. Кстати, именно на этом были основаны работы наших великих графиков - Фаворского, Флоренского и Гончарова. Мне кажется, в этом и суть всего искусства. Я помню, как в Московском полиграфическом институте, где я учился на графика, на первом курсе наш педагог Май Митурич поставил двойки всем студентам. Мы тогда скопировали натуру полностью, как делали это в художественном училище. Тогда весь наш курс собрали и сказали: «Ребята, вы или перестраиваетесь, или поступайте в другой институт». Многие, действительно, ушли. Я остался, хотя только на третьем курсе понял, чего именно от нас хотят педагоги. Собственной индивидуальности, которая проявлялась бы даже в самых обычных этюдах. А нашими педагогами были замечательные мастера - Май Митурич, Андрей Васнецов, Дмитрий Бисти. Митурич тоже создавал собственные представления о вещах. У него были потрясающие чайки, олени, пингвины, которые казались хрустальными, прозрачными. Все эти мастера были носителями тех культурных российских традиций, которые шли еще из Серебряного века. И одна из главных заповедей этой культуры – «Будь самим собой. Делай не так, как считается правильным, а так, чтобы это соответствовало твоему мироощущению». В искусстве нет единственного правильного подхода. Помните, как в песне Галича – страшнее всего люди, которые «знают, как надо»…