Новости культуры российских регионов
2 декабря 2013
Поволжье

В Самаре прошел World music

В клубе «Чайковский» прошел фестиваль современной этнической музыки World music.

В течение трех вечеров в уютном камерном зале чайного клуба выступали российские и зарубежные музыканты, в дневное время проходили мастер-классы и творческие встречи.

Фестиваль World music в Самаре прошел впервые, хотя музыканты этого направления уже не раз приезжали в наш город. Инициаторами стали московский музыкант Андрей Филатов и группа «Альгамбра», идею подхватили Александра Шайдрова («Чайковский») и этнический центр Татьяны Елецкой. Как объясняют музыканты, понятие этники в современном музыкальном мире довольно размытое. И все же к этому направлению правильнее отнести исполнение на инструментах, существовавших издревле и максимально близких к природе. Барабан, сделанный из дерева и кожи животного, диджериду — австралийская духовая труба, которая представляет из себя ствол эвкалипта, выеденный изнутри термитами. Аборигенам оставалось путем постукивания обнаружить необходимое им дерево, срезать и - вот вам готовый инструмент. Варган, распространенный практически по всему земному шару.

«В каждой народности, - говорит руководитель этнического центра Татьяна Елецкая, - есть подобный инструмент. Барабаны, бубны тем более присутствуют практически в любой культуре, поскольку ритмы пронизывают всю нашу жизнь, начиная с утробы матери».

Звуки барабанов, перкуссии, варгана действительно завораживают, словно включается скрытая в каждом из нас древняя память, и пришедшие на фестиваль смогли прочувствовать воздействие первобытной музыки лично на себе.

«Общий стержень всех фольклорных систем — это некая духовная составляющая, - говорит музыкант московской группы «Альгамбра» Юрий Рубин. - В современной музыке развлекательное вышло на первый план. Изначально же музыка и танец были частью ритуала».

Этническое направление в музыке - это особый стиль, в котором место находится и современным инструментам, например, таким как ханг. Юрий Рубин играет на хангах, пишет для них музыку. «Ханг создан на основе стил-пена или в другом варианте стил-драма. Инструмент хотя и народный, но появился в ХХ веке. Собственно говоря — это кусочек металлической бочки. На Карибских островах местные аборигены на пляжах и свалках находили бочки, брошенные американцами. И мастерили из них мелодические инструменты. А «пен» — это по-английски кастрюля. В 2000 году в Швейцарии изобрели ханг, который стал гораздо популярнее своего прототипа». В рамках фестиваля прошли не только концерты, но и мастер-классы, в том числе и игры на ханге. Инструмент, внешне напоминающий летающую тарелку, оказалось не так просто заставить петь. От легких прикосновений Юрия «кастрюлька» то звучала каплями дождя, то переливами арфы, от прикосновений же новичков глухо мычала.  На фестивале современной этномузыки особый интерес публика проявила к персоне Владисвара Надишана (Сибирь - Берлин). В сольном выступлении музыкант презентовал около 20 редких этнических инструментов со всего мира. Гостем фестиваля стал композитор и исполнитель Илларион Дьяков (Калининград - Варшава), использующий в своей музыке альт и электронные устройства. И конечно же, в трехдневном этномарафоне приняли участие самарские музыканты: Саша Луна, группы Mingle и Liberia и «Барабаны Аше».