Новости культуры российских регионов
27 ноября 2013
Сибирь

На грани фарса и трагедии

Заслуженная артистка России Елена Козловская в свой бенефис вышла в трагической роли.

На фоне облаков актриса застыла в экспрессивном прыжке. Фотоколлаж на обложке буклета приглашал зрителя на спектакль «Женщины на закате в отсутствии мужей». В постановке молодого режиссера Сергея Филиппова заслуженная артистка России Елена Козловская исполняет роль второго плана –  одну из трех вдов, члена неформального «кладбищенского клуба». Вроде бы не главная роль. Таких ролей в ее репертуарном списке наберется под сотню. 

И все-таки именно эту лирическую комедию актриса выбрала для своего бенефиса. И думается не случайно. В ее Дорис соединяются черты характерного персонажа и трагической героини. Почти все действие зритель улыбался, иронически воспринимая преувеличенные страдания Дорис по ее умершему Аби. Вместе с ее подругами подтрунивал над ее решительным нежеланием отказываться от традиции ежемесячно, в день смерти мужа, посещать его могилу. Но в конце спектакля, когда Дорис  решительным движением накрасила губы и стала похожа на трагическую клоунессу, чуткие зрители почувствовали перемену в атмосфере спектакля. Нота трагической развязки повисла над сценой. Несколько взмахов рук-крыльев, какой-то безумный танец любви – и Дорис исчезает за нарисованным голубым небосводом с белыми ватно-уютными облачками. Как оказывается, навсегда. Душа Дорис через несколько мгновений птицей пролетит по экрану и унесется в заоблачный край. 

Елена Козловская умеет существовать на грани фарса и трагедии. В любом искусстве важна мера, и эту меру тонко чувствует актриса. Ни одна ее экстравагантная героиня (Николь Гиз, сестра Фостер, Гиза, Призл, Дотти Оли, Жена, герцогиня Йоркская, княгиня Тугоуховская )  не шагнула за грань, где начинается пошлость и наигрыш. И этот внутренний ограничитель – школа Ярославского театрального училища и природная интеллигентность. Умение Козловской даже в небольшой по объему роли сыграть биографию персонажа, ее  природное чувство комического, часто используют режиссеры, назначая ее на острохарактерные роли.

Вот и название бенефиса «Не хочу быть взрослой теткой» несет отпечаток комедийности и озорства. Он, конечно, не о возрасте. Хотя артистка и не скрывает своих… 26 лет, что отдала томской сцене. «Взрослая тетка» - это типаж, который органически чужд Елене Козловской как человеку и как актрисе. При самом строгом отношении к себе и к профессии, Елена Михайловна умеет быть озорной, решительно несерьезной и всегда с молодым блеском в глазах. О чем свидетельствовали фотографии из семейного альбома. А может быть и глубоко лирической. Именно такой она предстала перед зрителем, когда исполняла хит-70-х «Три слова: «Я тебя люблю». Песня прозвучала в ответ на стихи о северном сиянии, которые Елене Михайловне посвятил ее муж – заслуженный артист России Валерий Козловский.  

Юбиляра поздравляли официальные лица и друзья театра. Ректор СибГМУ Вячеслав Новицкий вышел сразу в двух ипостасях. Его поздравление приоткрыло маленький секрет бенефициантки – незадолго до торжества она перенесла операцию на сердце, но свою встречу со зрителем не отменила. Деталь не большая, но очень существенная для понимания простой истины, что такое для актера сцена.