Новости культуры российских регионов
19 ноября 2013
Центр

Весомо, грубо, зримо

Галерея «ХЛАМ» показывает творчество Евгения Чубарова.

Графика 1997-2004 годов в авторстве ни на кого не похожего Евгения Чубарова представлена сегодня в галерее современного искусства «ХЛАМ». Художник – не воронежец, что понятно, на мой взгляд, по работам: уж очень брутальны. Как-то по-азиатски.

Вообще разночтений творчество Чубарова рождает массу. Увидев листы, выставленные в «ХЛАМе», я усмотрела на них раздвоение (растроение, расчетверение и так далее) отдельно взятой человеческой личности. Директор же галереи Алексей Горбунов считает, что эти работы запечатлели борьбу – как таковую, всего и вся. Не суть важно, кто именно ее ведет.

От Ленина до Филонова

Художественного  образования  Евгений Чубаров не получил, хотя рисовал с детства. Родился в башкирском селе Бобино – в 1934 году.  Учился в ПТУ при Златоустовском металлургическом комбинате, там же впоследствии работал – гравером и чеканщиком. Перебравшись совсем еще молодым человеком в Загорск, познакомился с художниками из круга нонконформистов, с опальным  скульптором-анималистом Дмитрием Цаплиным, знатоком западного модернизма.  Попал к нему в подмастерья – соответственно, «цаплинские» зерна попали на благодатную почву. Живопись, графика, скульптура; начинающий художник Чубаров пробовал тогда себя во всех жанрах изо.

В шестидесятые дорос до очень экспрессивных и, опять-таки, брутальных  многофигурных  картин и рисунков, изображающих  грязную и пьяную жизнь советского захолустья, животных-монстров и  прочих многозначительных существ. Включая сидящего на пеньке Ленина с головой макроцефала.

Перебравшись со временем поближе к столице, в Мытищи, бытовал Евгений Чубаров замкнуто и обособленно. В неофициальной художественной жизни, бурлящей по кухням и подвальным мастерским, замечен не был. А ближе к концу века стал вдруг делать большие абстрактные композиции.

– Их сейчас сравнивают с живописью Джексона Поллока, но это сближение  крайне поверхностное, – делится соображениями Алексей Горбунов.

Признак гениальности?

– С американским гением Чубарова роднит разве что мощная энергетика. Если и искать параллели – то это, безусловно, Павел Филонов, – продолжает директор. – У Чубарова – та же предельно выделанная поверхность. Среди потеков краски, закорючек, выдавленных из тюбика, и вроде бы необязательного живописного дрипа (название техники – авт.) выплывают мрачноватые человеческие лики.

Умер художник меньше года назад – в декабре 2012-го. Однако глядя на  его рисунки, выставленные  в «ХЛАМе», трудно сказать со всей определенностью, что их автор – наш современник. Вернее, он, судя по мироощущению и используемым изобразительным средствам, может быть и современником, и художником прошлого, равно как и будущего. Не исключено, что такая временная «непроявленность» – признак гениальности.

В 2007 году имя Евгения Чубарова попало в разряд сенсационных: на русских  торгах Sotheby;s  его картина «Без названия» с эстимейтом 79000 – 119000 долларов была продана за рекордную для здравствующего российского художника сумму – 562000 долларов. В список звезд,  признанных международной критикой, Чубаров  тогда никак не входил. Хотя, конечно, специалистам он был хорошо известен – еще и в  силу того, что с 1988 по 1996 годы  жил и, соответственно, трудился в Германии. Абстрактные работы немецкого периода многократно публиковались и экспонировались в Русском музее.