Кто в курсе – порадуется, кто нет – сделает приятное открытие: Александр Ечеин, художник-постановщик театра кукол «Шут» имени Вольховского – прекрасный, плюс ко всему, акварелист. В этом убеждает его персональная выставка, открытая на днях в художественной галерее «Нефта» – светлая и глубокая.
Более 65-ти спектаклей в театрах кукол России и Франции; актив театрального мэтра – впечатляющий. Заслуженный художник России, участник областных, зональных и всероссийских выставок, дипломант и лауреат международных и российских театральных фестивалей – это все о нем, Александре Ечеине.
Жизнь как тайна
Выставленные в «Нефте» акварели ничем не намекают на то, что их автор – опытнейший театральный художник. В работах – ничего нарочитого, утрированного, в плохом (и в хорошем, кстати, тоже) смысле слова театрального. Очевидно, что акварель привлекает мастера лёгкостью, прозрачностью, возможностью сиюминутного выражения чувств и эмоций. Хотя этот факт не отменяет основательного отношения к делу: Ечеин – он и в акварели Ечеин.
Простой, незамысловатый пейзаж трактует понятия, живущие в каждом из нас с детства. Жизнь, любовь, увядание, уходящая натура – городская и, что еще пронзительней, деревенская. Природные образы лишены признаков затверженных схем, творческая фантазия художника перекликается с проницательным наблюдением реальности. Результат – мировоззренческая значимость произведений, обобщающих никак не поверхностные впечатления и размышления.
Понятно, что капля камень точит: в технике акварели художник работает всю жизнь. Отсюда – качество произведений, способность соединять природное чувство цвета с логикой усвоенных законов бытия.
– Мир акварелей всегда реален, – говорит Александр. – Но он никогда не обещает открытия последней, абсолютной истины. Это всегда – жизнь, которая увидена, как тайна.
Недосказанная мудрость
На открытие выставки пришли коллеги Александра Ечеина – актеры и другие сотрудники театра кукол. Приятно, что практически каждому нашлось, что сказать – как про ясность и внятность внетеатрального творчества художника, так и про его сценические достижения. Между делом выяснилось, что при необходимости Ечеин прекрасно справляется еще и с ролью артиста: в спектакле «Огниво», к примеру, мастерски играет Горбуна.
– За что бы ни брался Александр – делает это настолько хорошо и полно, насколько только возможно, никогда не халтурит, – свидетельствовал заведующий постановочной частью «Шута» Борис Деревенских. – А творчество его, как акварелиста, не оставляет разночтений: в отличие от разного рода авангардистов, всегда понятно, что хочет художник сказать своим произведением.
Не поспоришь, да: Александр Ечеин переносит на холст исключительно прочувствованные вещи. Его работы, при всей их определенности, о которой говорено выше – с загадкой. И загадка эта скрывается не в области замысла, смысла, идеи. Она – в исполнении, в решении художественной задачи: легкая недосказанность – способ спровоцировать зрительский интерес к изображению на холсте. Додумать, дочувствовать, досказать; все эти побудительные мотивы – в активе акварелиста Ечеина. Тонкого, умного, а местами и мудрого: все гениальное – просто…