Новости культуры российских регионов
7 ноября 2013
Сибирь

Провинциальные истории

Гран-при от губернатора - трехкомнатную квартиру - получил Северский театр для детей и юношества.

Зритель должен уметь стрелять метко, правильно ловить рыбу,  управляться с миноискателем, громко кричать «Сочи! Сочи!», выразительно читать фамилии актеров и органично существовать на сцене. Новую роль для самого важного человека в театре, без которого не может состояться ни один спектакль, сочинила постановщик церемонии закрытия XI областного фестиваля «Маска» заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Наталья Корлякова. По ее замыслу, называть имена победителей театрального фестиваля должны именно зрители, а не только члены жюри и официальные лица. Впрочем, вечером 4 ноября дело нашлось всем.

Комплименты томскому и северскому зрителю щедро рассыпал и председатель жюри Александр Вислов, театральный критик, старший научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания. «Томск пропитан театральной атмосферой, с кем ни поговори, окажется - либо работал в театре, либо работает или будет работать», - признался он со сцены ТЮЗа. Но более всего его поразила особая зрительская щедрость. «Такой зритель достоин лучших спектаклей». А вот в этой оговорке и скрыта самая соль минувшего фестиваля.

Итак, с 29 октября по 4 ноября девять профессиональных театров Томска и Северска участвовали в областном фестивале «Маска». Впервые за все годы своего существования он изменил время своего действия. Не конец сезона, а его начало. Поэтому в афишу «Маски» попали постановки осени-зимы 2011 года и самые свежие премьеры начавшегося сезона. Всего 16 спектаклей, в том числе два в офф-программе.

По условиям игры, каждый театр имел право предложить два спектакля на свой вкус. Судя по афише, вкус главных режиссеров и их спектакли определили театральный контекст  минувшей недели. Так что афиша не содержала особой интриги. Зрители, пристально следящие за театральными событиями Томска и Северска, заранее предполагали, что два северских театра - музыкальный и для детей и юношества - могут рассчитывать на главные призы фестиваля, а конкуренцию им может составить только томский ТЮЗ. Правда, такой безоговорочной победы Северска, не ожидал никто. Восемь из 11 основных премий достались трем северским театрам. Театр «Наш мир», который долго ходил в пасынках у областной «Маски», а на прошлом фестивале получил даже рекомендацию от членов заняться другой деятельностью, на этот раз стал чуть ли не открытием. По крайней мере, для членов жюри, которые не скрывали своего восторга.

Интригу «а судьи кто» организаторы феста хранили до самого открытия. Но только в последний день «Маски» из уст начальника департамента по культуре и туризму Павла Волка журналисты услышали, что ни департамент, ни Томское отделение Союза театральных деятелей и областной департамент по культуре и туризму, которые являются учредителями фестиваля, не имеют никакого отношения к формированию корпуса жюри. Этим занималось министерство культуры РФ. Именно этой инстанции вверили судьбу томских театров местные руководители. Москва командировала в Томск сборную команду, в которую вошли корреспондент «Петербургского театрального журнала» Оксана Кушляева, театральный критик, заместитель редактора газеты «Челябинский рабочий» Владимир Спешков, театровед из Москвы, критик музыкального театра Александр Колесников, а возглавил ее ведущий редактор отдела «Искусство» «Литературной газеты» Александр Вислов. Так что все претензии (если они у кого-то есть) по поводу компетентности жюри и отсутствию медийных лиц стоит предъявлять исключительно министерству культуры.

Да, впервые за последние годы Томск не увидел в составе жюри ярких личностей, которые не нуждаются в особом представлении. Хорошо это или плохо? Для статуса областного фестиваля - безусловно, снижение планки. Для рабочего процесса - нет особой разницы. Ведь задача перед жюри стояла та же - оценивать спектакли по всероссийской шкале театральных ценностей. Команда Вислова страницы томской театральной летописи за 2011-2013 годы занесла в рубрику «Провинциальные истории», которые читать можно, но не перечитывать. «В последние годы Томск не был центром театральной жизни России,  - мягко заметил председатель жюри, - что немного странно для сибирского города. Потому что сегодня Урал и Сибирь - самое интересное театральное пространство России. Но мы увидели ростки нового театра в Томске».

Эти «ростки» и составили те немногие исключения, которые достойно выглядят на общероссийском фоне. Например, камерную оперу Владимира Ребикова «Колыбельная для ангела», Владимир Спешков как эксперт национального фестиваля «Арлекин» намерен рекомендовать включить в конкурс, «чтобы этот спектакль попал в общероссийский контекст». Не удивительно, что именно этот спектакль был признан лучшим музыкальным спектаклем, а дирижер-постановщик Владимир Сапожников, превративший камерное произведение в полноценный и масштабный спектакль, получил премию как лучший постановщик. 

Достойны российского контекста, по мнению Оксаны Кушляевой, и тюзовские «Язычники» в постановке Евгении Сафоновой. Художник этого спектакля Константин Соловьев получил премию за лучшую сценографию. Признавая, что спектакль «Саня, Ваня, с ними Римус» Северского театра для детей и юношества - не оригинальная история, в том смысле, что режиссер Сергей Андреев повторил свой кудымкарский опыт на сцене Северска, жюри все-таки рекомендовало ее для обязательного «чтения». Поэтому и номинацию «лучший спектакль», и Гран-при присудило этой постановке.  И не только потому, что Татьяна Угрюмова и Евгений Казаков получили премии за лучшую мужскую и женскую роли (в том, что они не останутся без наград никто не сомневался). Но главным образом потому, что этот спектакль, как и спектакль театра «Наш мир» - «Прежде чем пропоет петух» (режиссер Геннадий Шошин) - критики отнесли в разряд спектаклей «для людей». Сюда же можно записать и спектакль «Деревья умирают стоя» (режиссер - Сергей Куликовский), и, прежде всего, из-за игры Ольги Мальцевой: за роль бабушки актриса также была удостоена премии «Лучшая женская роль». 

Определение «для людей» - весьма условное, но понятное. Ибо известно, что часть спектаклей ставится режиссерами специально для фестивальных критиков, ценящих режиссерские концепции. Здесь же спектакли ставились в расчете на публику, которая, как писал Булгаков, «желает ходить в понятный театр». И то, что «понятный театр» оказался в приоритете, говорит о том, что искренний и честный разговор со зрителем - всегда в тренде.  Прозвучало из уст критиков и другое определение таких спектаклей - «то, что нас объединяет». Как оказалось, тема войны, тема прошлого нашей страны - одна из таких, объединяющих многие поколения. Впрочем, дело все-таки не в темах. А в том, как они решены. Спектакль Томского драматического «Дожить до премьеры», рассказывающий о Дне Победы, всеми членами жюри был признан антихудожественным, о чем они и заявили на пресс-конференции. 

Судя по спецпризам, члены жюри оценивали не только с позиций эстетических категорий. За социокультурную миссию в сценическом творчестве премию получил театр «Индиго». За расширение российского театрального пространства - премия вручена Вере и Ивану Тютриным, создателям театра «Версия». За актерский ансамбль - театру куклы и актера «Скоморох». Премию «За честь и достоинство», которая была впервые учреждена, вручили заслуженному работнику культуры, художнику-постановщику Любови Петровой. Награждение Любови Олеговны стало кульминацией церемонии. Когда на сцену вышли актеры, в костюмах «от Петровой» и куклы «от Петровой», зрители почувствовали, как театральная атмосфера сгустилась до фантастически прекрасной.

«Капустные» подарки от театров, как и вся в целом церемония закрытия, подарили публике массу веселых и приятных минут. Чего стоит спортсмен с олимпийским факелом, который дважды пробежал через зал! Остается только пожалеть, что зрителей в зале было до обидного немного. И этот факт выглядит совершенным нонсенсом: раньше на финальную церемонию «Маски» билетов было не достать. И только областная администрация преподнесла приятный сюрприз: в качестве Гран-при театр получил не одно-, а трехкомнатную квартиру. Остальной призовой фонд составил 800 тысяч рублей.

- Есть ощущение, что уже через два года перемены в томских театрах дадут свои плоды, и нашим сменщикам будет интереснее работать, и конкуренция за награды «Маски» будет острее, - выразил надежду Александр Вислов.

Нам остается только верить и ждать.