Новости культуры российских регионов
31 октября 2013
Центр

Хорошо забытые старые

В Рамонском Дворце Ольденбургских поселились портретные куклы.

Более чем полуметровые куклы работы воронежского мастера Натальи Скрипниковой сделали обитаемой таинственную территорию старинного замка в Рамони. С недавних пор четыре  рукотворных  персонажа  встречают гостей раритетного сооружения на правах старых хозяев; оно ведь и исторически все сходится…

Автор рассказала, что  на этапе возникновения замысел –  увековечить членов сановной династии Ольденбургских   в  портретных куклах – был волонтерским.   Но счастливый случай  по  имени  «Интернет» вовремя  снабдил полезной  информацией: региональное правительство  распределяет гранты на значимые проекты в сфере культуры. Наталья, экономист по образованию и художник по своей творческой сути,  воспользовалась потенциальным  шансом. И он – удивительное рядом! –  перестал быть потенциальным: полученный грант в сто тысяч рублей «оплатил» расходы на «рождение» новых обитателей замка.

Самый известный в наших палестинах  представитель  семьи Ольденбурских – принцесса Евгения  Максимилиановна – не  могла, естественно, не попасть в династийную экспозицию. Рядом –  супруг,  принц Александр Петрович,  сын их  Петр и его жена Ольга, сестра  императора Николая II. На каждую куклу  пришлось  по полтора месяца работы – и вот величественная четверка  «в строю».  Под  обязательной защитой – в футлярах из стекла.

Лица и руки кукол –  из специального пластика, одежда скопирована  с исторических фотодокументов  и книг. Естественно, соответствующая  образам: деятельная  принцесса Евгения, предпочитавшая  рабочую одежду,  обряжена  в бежевую   плащевку  полумужского  покроя, Александр и Петр  «щеголяют» в мундирах, а утонченная, женственная  Ольга одета  в белоснежное  кружевное  платье.

Стиль диктовала эпоха – ее воспроизведение, думается, не менее важно и ценно, чем собственно скульптурные портреты. Ведь кукольные Ольденбургские в будущем планируются  экспонатами  большой  предметной дворцовой экспозиции – как ее составная часть.  Возможно – самая зрелищная.

Что же касается фактического сходства  произведений Скрипниковой  с  живыми, конкретными людьми –  внешность  своих  героев мастерица воспроизводила по  фотографиям, которые смогла найти. «Меньше всего, – делилась с журналистами –  сохранилось снимков  Петра, нашла всего штук семь. Причем большинство – коллективные. Помогло то,  что  существует  рукописный портрет  Петра в цвете – он явился существенным подспорьем  в работе».