Ежегодный конкурс «Итоги сезона», прошедший в Воронеже уже в шестнадцатый раз, назвал героев театрального года 2012-2013. Церемония награждения номинантов и лауреатов состоялась в Доме актера имени Людмилы Кравцовой в начале этой недели.
Вечер получился сугубо функциональным, именно «итоговым» – в отличие от большинства предшественников, когда самодостаточное сценическое действо обеспечивали профессиональные актеры и режиссеры. На сей раз публике предложили выступления детей, которые уже в нежные лета «вошли» в искусство по полной программе.
Не разрушать, а созидать
Юные певцы, музыканты, танцовщики и актеры, поздравлявшие награжденных разнообразными номерами, заслуживают самых добрых слов: ребята очень старались. И зал их старания оценил.
– Эти дети уже добились побед на конкурсах и фестивалях, заставили людей на далеких континентах искать на карте город Воронеж, – обозначила круг исполнителей председатель правления Воронежского отделения СТД, народная артистка РФ Татьяна Фролова. И рассказала о новшествах творческого состязания: впервые в его истории подарки и премии получали не только победители – такие же награды достались всем номинантам. А лауреатов «дополнительно» отметили фирменными статуэтками конкурса работы Ольги Гурьевой и дипломами.
Предваряя церемонию, недавно назначенный руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области Елена Ищенко поблагодарила Татьяну Фролову – за веру в то, что «департамент будет не разрушать, а созидать. И итоги следующего сезона мы подведем вместе…» Посыл – понятный, рожденный скандальным докладом «Воронежский пульс», сделанным командой Эдуарда Боякова. Он рассорил культурное (а еще больше – околокультурное) воронежское сообщество настолько, что поименные ярлыки и пессимистические прогнозы не напечатаны нынче разве что в Книге рекордов Гиннеса. Поэтому все стремления консолидироваться, отделив зерна от плевел, можно только горячо приветствовать.
Камерный – в эпицентре
Что касается собственно «отчетного» сезона – он получился урожайным. Все театры области, включая Борисоглебский драматический им. Чернышевского, Театр Одного и творческий центр «Антреприза», представили не по одной премьере. Больше всех их «выдали» как раз борисоглебцы – свыше десятка.
Арифметикой, впрочем, творческие процессы описываются только в чиновничьих сводках. Тем не менее, некоторые фактологические выкладки сделать придется: отсмотрев премьеры сезона, конкурсное жюри выбрало одиннадцать спектаклей – претендентов (в той или иной номинации) на лауреатство. В результате его «присудили» как за «сольные партии», так и за коллективные труды участников конкурса.
Начали награждение с одной из самых трогательных номинаций – «актерский дебют». Здесь победитель определился не в борьбе – актриса Камерного театра Татьяна Бабенкова, отмеченная за роль Суениты в спектакле Михаила Бычкова «14 красных избушек», в качестве дебютантки была вне конкуренции. Ее героиня получилась живой, несмотря на фантасмагоричный образ, придуманный Андреем Платоновым и воспроизведенный режиссером-постановщиком.
Вообще Камерный театр оказался в эпицентре события; у него – подавляющее большинство лауреатских званий. За роль второго плана, мужскую и женскую, награждены Андрей Мирошников и Екатерина Савченко (Юсов и Кукушкина в «Доходном месте» Островского). Интересно, что соперничали они в своих номинациях также с актерами Камерного – Борисом Алексеевым и Анастасией Новиковой.
Не все могут короли…
Спектакль «Доходное место» (режиссер-постановщик – Михаил Бычков) первенствовал и в одной из главных (как принято считать) конкурсных номинаций – «Спектакль сезона». Эта же постановка «сыграла» решительную роль в определении актера сезона – им стал Юрий Овчинников, блестяще сделавший Аристарха Вышневского. Награда, однако, нашла героя «по совокупности» – Филипп Вершков из «14-ти красных избушек» в исполнении Овчинникова арбитрам тоже очень понравился.
От души поздравляя артиста, весьма сожалею о том, что осталась без конкурсных знаков отличия его режиссерская работа – искрометный спектакль «В человеке должно быть все…» по рассказам Чехова. Сделанная в ТЮЗе «по случаю», к юбилею автора, эта изящная вещица надежно закрепилась в репертуаре театра и, не сомневаюсь, радует зрителя при каждом показе.
Есть сожаления и по поводу спектакля кукол «Шут» имени Валерия Вольховского «Король Лир» по Шекспиру в постановке Валентина Козловского. Работа художника Елены Луценко признана «Событием сезона» – с полным на то основанием. Но спектакль и в целом – многомерный, умный, технически сложный – достоин высшей оценки. За исполнение ролей в нем премированы актеры Владимир Руднев (Граф Кент) и Юлия Скворцова (Шут). А Михаил Мальцев, сыгравший «первую скрипку», то есть Лира, получил заслуженную награду от секции критиков.
Есть повод порадоваться за театр кукол в связи с еще одним отличным спектаклем – «Плывет, плывет кораблик по имени Маршак»; поставил его также Валентин Козловский. Это произведение первенствовало в номинации «Спектакль для детей».
Танцы плюс
«Актрис сезона» оказалось две – Елена Гладышева, отмеченная за роль маркизы Монтемайор в спектакле театра драмы «Мост короля Людовика Святого» в постановке Владимира Петрова, и Елена Лукиных, исполнившая в Камерном театре моноспектакль по произведениям Тэффи «Сказка жизни» и роль Анны Павловны в «Доходном месте». Еще раз прозвучал «Мост» в номинации «Сценография»; здесь лавры пожинала художник-постановщик Алла Коженкова.
Хореографическое искусство попало на «пьедестал» дважды. Лучшую роль в балетном спектакле сыграл, по мнению жюри, артист театра оперы и балета Геннадий Горожанкин – Сатир («Вальпуриева ночь») в спектакле «Балетные шедевры в оперной классике» (постановка и сценография Владимира Васильева). А премьера ТЮЗа «Еще раз про любовь», сочиненная режиссером Владимиром Грановым, премирована «За поиск в области пластического театра».
Самая же почетная награда театрального сезона 2012-2013 – приз «За честь и достоинство» – у актрисы академического театра драмы им. А Кольцова, народной артистки РФ Тамары Семеновой. Любимой, к счастью, представителями всех лагерей, эстетических пристрастий, возрастных категорий и т.п.
И вся любовь!
Это я к тому, что когда величина – безусловная, никаких дебатов, исходящих желчью, вокруг нее не возникает; а смысл? За актрису Семенову, отдавшую родному театру несколько десятилетий насыщенной творческой жизни, рады, по-моему, все воронежцы – и коллеги (не завистливые), и зрители, хотя бы изредка наведывающиеся в театральные залы. И когда Тамара Ивановна, благодарившая правление СТД за награду, пооткровенничала насчет того, что театр – не только большое счастье, что в нем еще и очень много боли, это выглядело не попыткой эффектного монолога, но доверительным, сокровенным признанием любимому зрителю. Только с таким отношением к нему и получается работать на сцене честно и достойно. Понятная, вроде, штука, но – не многими освоенная…
И последнее. Вслед за Екатериной Савченко, со всей непосредственностью прокричавшей со сцены «спасибо» за «Доходное место» Александру Островскому, лауреаты неоднократно адресовали слова благодарности именно драматургам-классикам. Логично, что ж, но больше, по-моему – симптоматично. Ведь были в сезоне 2012-2013 вполне добротные режиссерские работы (тот же «Танец Дели» Ивана Вырыпаева в театре драмы в постановке приглашенного режиссера Никиты Рака), которые вызывают острое желание поинтересоваться у современных драматургов, почему они так любят себя в искусстве? А не искусство в себе?..