Новости культуры российских регионов
30 октября 2013
Центр

Они сошлись

В новом культурно-выставочном центре имени Тенишевых прошла литературная встреча под интригующим названием – «Битва поэтов». Она собрала полный зал любителей поэзии.

На поэтический поединок в этот новый, открывшийся полтора месяца назад очаг культуры пришли литераторы и музыканты, художники и актеры, преподаватели высшей школы, библиотекари и журналисты.

На красочной афише крупным планом два сосредоточенных мужских лица, а под общим заголовком шрифтом помельче пояснение – «интеллектуально-поэтическое шоу». Оба участника, и смолянин Владимир Макаренков, и москвич Алексей Витаков, в общем-то, в Смоленске известны не только в узком писательском кругу. До переезда в столицу Алексей Витаков 15 лет прожил в Смоленске, где поселился уже взрослым, после армии и, к слову, сыграл немалую роль в развитии на Смоленской земле бардовского движения.

Модное ли слово «шоу» сыграло свою роль, имя известного барда или оба имени, трудно сказать, но народу на вечере оказалось так много, что устроителям пришлось позаботиться о дополнительных стульях и даже немного задержать начало, чтобы все успели войти в зал, поскольку в гардероб выстроилась длинная очередь.

Новый культурно-выставочный центр имени знаменитых русских меценатов М.К. и В.Н. Тенишевых построен в нынешнем году к 1150-летию первого дошедшего до нас летописного упоминания о Смоленске. Задуман он как учреждение коммерческое, так что билеты на поэтический вечер продавались по цене, сопоставимой с ценами на билеты в театр и филармонию. Но народу в зале, повторяю, было много, я бы даже сказала, неожиданно много. Впечатление, будто вся интеллигенция города в этот вечер собралась здесь.

Вел «битву», хотя точнее, наверное, было бы назвать этот поединок «дуэлью», московский журналист и литературный критик Станислав Селиванов. Станислав – один из организаторов межвузовского литературного форума «Осиянное слово» имени Н.С. Гумилева, руководителем которого является Алексей Витаков. А сама идея устроить в Смоленске нечто вроде поэтического турнира родилась несколько лет назад на презентации первых томов антологии «Наше время», собирающей, как известно, под одной обложкой нынешних «шестидесятников» – писателей, родившихся в 60-е годы ХХ столетия. Однако тогда, во время презентации антологии, вышло просто совместное выступление Алексея Витакова и Владимира Макаренкова, как бы взаимно дополняющих друг друга поэтов одного поколения, принадлежащих к разным писательским союзам.

А здесь, хотя бы и в форме своего рода игры, предполагался поединок.

Залу были представлены секунданты обоих противников. Это корреспондент «РЕН-ТВ Смоленск» Евгений Покровский, который представлял интересы Владимира Макаренкова, и поэт Вячеслав Иванов – секундант Алексея Витакова. Каждый из них, видимо, в знак неравнодушия к поэзии прочитал по стихотворению. Евгений читал «Тихую мою родину» Николая Рубцова, а Вячеслав – «Все в тающей дымке» Николая Рыленкова. Стихи хорошие, но почему бы секундантам не представить в качестве «затравки» произведения участников поэтической дуэли?.. Роль секундантов, похоже, задумывалась организаторами шоу как чисто номинативная. Впрочем, во время чтения Владимиром Макаренковым стихотворения «Во Всходах», где в ткань стиха вплетается воображаемый диалог Твардовского с Исаковским, автор попросил помощи у своего секунданта.

Собственно действо было разделено на шесть раундов, по семь минут каждый.

Нужно обладать изрядной отвагой, чтобы выйти, как это сделал Макаренков, и просто без затей читать стихи в поединке с признанным бардом! Да еще на такие серьезные темы, как родина, война, история, философия, любовь. Каждый раунд был посвящен одной из них.

В поэзии Владимир Макаренков продолжает традиции «тихой лирики», являясь последователем таких русских поэтов, как Николай Рубцов и Владимир Соколов.

В первом раунде, посвященном теме родины, он прочитал стихотворение «Смоленску»:

А небо – плакатом в растяжку!

А солнце – пускает круги!

Иду, и душа – нараспашку

От добрых пожатий руки…

Главное в этих стихах как раз та самая искренность и душевность, которая, как справедливо заметил в одной из рецензий литературный критик Борис Лукин, и является приметой истинной поэзии в захлестнувшем современную литературу потоке графомании, зачастую весьма мастеровитой.

Хотелось, чтобы он выглядел не хуже, чем Алексей Витаков, ведь тот поёт свои стихи, сопровождая исполнение виртуозной игрой на гитаре. И голос у него красивый – приятного тембра баритон. Да и образы яркие. В стихах много литературных намеков, цитат, реминисценций. Есть стихи на исторические темы, и в этом раунде он сумел себя показать. Вот, скажем, стихотворение о скоморохе «Емеля»:

Как бились! - Никто после вспомнить не мог. За локоть, за пядь и за камень. Ни с чем на степной возвратилось восток Хвосты растерявшее знамя. Два века потом у монгольских костров Жил сказ, что в заснеженном крае Выходит на стену седой скоморох И солнце ковшом выпивает.

В философском раунде трудно было кого-то выделить особо. Макаренков тронул стихотворением «Ни с этим, ни с тем не согласен я веком», в котором дважды повторяются строки:

И если дано возвращаться, то снегом

Хотел бы я вновь появиться на свет.

У Алексея Витакова стихотворение тоже начиналось «снегом»:

«Снег на стекло. Расписание ветра / Скомкано вновь январём…».

Словом, общих тем у поэтов оказалось немало. Впрочем, это не мешает им оставаться разными, и каждый по-своему очень интересен. Жюри, в составе которого были и известные литературоведы, и критики, и поэты, и издатели, так и не удалось выбрать победителя. Первая битва поэтов на родине Твардовского и Исаковского завершилась ничьей. Если кто и выиграл, так это поэзия. В перерыве у прилавка с книжками и дисками густо толпился народ. Публика после вечера расходилась медленно, у всех были особенные, просветленные лица. Даже любителям все критиковать хотелось поговорить, поделиться впечатлениями и сомнениями.