Новости культуры российских регионов
4 октября 2013
Центр

Напряжение цвета

Галерея «Нефта» знакомит с творчеством курского художника.

Общий приличный уровень художников современности – палка о двух концах. С одной стороны – нельзя  не радоваться  тому, что в общем и целом все нормально.  С другой – чтобы нечто, увиденное впервые, тянуло  на настоящее открытие… Крайне редко такое случается: среднестатистические данные и авторская индивидуальность – сущности  полюсные.

 И вот – «вес взят»: в художественной галерее "Нефта" открылась персональная выставка  живописи известного курского графика-дизайнера Юрия Глюдзы, которая  позволяет говорить именно об   открытии. «Размышления в цвете» – не столько размышления, сколько их красивый итог: график оказался вполне сложившимся живописцем, способным удивить  и  даже поразить зрителя.

Без банальных фраз

Пейзаж, натюрморт, беспредметные  живописные  композиции (они же абстракции), привлекающие отношениями цветов палитры во всем их радикализме – это курский Юрий  Глюдза в воронежской «Нефте». Знатоки его творчества  отмечают, что выставленные работы (написанные за последнее десятилетие) отличаются  «звучностью колористической гаммы, поэтической красотой изображаемого мира и оптимистичным звучанием». Не могу не согласиться. Хотя самое интересное в случае  с мастерами  такого уровня – наблюдать их в динамике, в личностном (авторском) развитии. Мы же имеем конечный (каким бы промежуточным он, в конце концов, ни оказался)  результат; через какие тернии пришел к нему художник – не воронежцам судить. 

Так или иначе, Юрий Глюдза, обладатель дипломов и медалист Союза художников и Союза дизайнеров России – автор очень интересный. Он – выпускник Ужгородского художественного училища и Харьковского художественно-промышленного института. Сейчас – доцент кафедры рисунка Курского государственного университета.

«Художнику свойственно синтетическое видение цвета, умение увязывать его в единое гармоническое целое»,  – утверждает искусствовед Луиза Каркавцева.  Мне, однако, ближе замечание другого искусствоведа – Анастасии Соколовой: «Когда речь идет о таком художнике, как Юрий Глюдза, не хочется говорить банальных искусствоведческих фраз…»

Сильный и нежный

Этого мастера и вправду скорее почувствуешь, чем сформулируешь характеристику его творчества. Первое слово, которое пришло в голову при знакомстве с работами Глюдзы – монументализм. Только, как ни парадоксально, не в землю вкопанный, а утонченный, пронзительно-лирический; таковым обычно отличаются камерные малоформатные вещицы, а  тут…

 Счастливый, можно сказать, случай: высококлассное мастерство дизайнера помноженное на природное (а ошибки здесь быть не может) чувство цвета позволяют художнику создавать нестандартные (в смысле – неожиданные) вещи. Укрупняя ту или иную «точку» своего произведения, он – при том, что форму и линию «держит» безупречно, с экспрессивным нажимом, композицию выстраивает с подчеркнутой прямолинейностью  – делает выбор в пользу эмоции. Но, смакуя,  не размазывает ее (что – у других мастеров – тоже бывает и грамотно, и талантливо). А как бы графически-живописно вычленяет из общего контекста. Тут в ходу – энергия, напряжение цвета и создающего его мазка. Такая мужская рука видна – уверенная, сильная, надежная. И одновременно – очень нежная. Не только глазом, опять-таки, видишь этот феномен – душа отзывается…

Творчество Юрия  Глюдзы  в очередной раз убеждает: искусству не важно, о чем говорит художник. Важно то, как он это делает. И делать, я уверена, продолжит: еще одна особенность курского мастера в том, что он не боится искать. Работы – при всей их цельности – выдают в авторе смелого  экспериментатора. А дорогу, как мы знаем, только идущий и осилит.