Новости культуры российских регионов
24 сентября 2013
Сибирь

По маршруту Моцарт - Сен-Санс - Прокофьев

Томский академический симфонический оркестр открыл 68 творческий сезон на мажорной ноте.

Открытие концертного сезона похоже на отправление поезда дальнего следования. Все волнуются. Все переполнены счастливыми ожиданиями, надеждами на незабываемые встречи. Именно такие чувства переполняли публику в Большом концертном зале, пришедшую 22 сентября на открытие 68-го концертного сезона Томской филармонии. 

Перед путешествием по маршруту «Моцарт – Сен-Санс – Прокофьев» (именно их произведения были включены в программу концерта) зрителей и музыкантов напутствовал начальник департамента по культуре и туризму Павел Волк. Он поздравил всех с открытием сезона и пожелал творческих удач и новых достижений коллективу филармонии, а публике  – радости от прослушивания лучших произведений симфонической музыки.

«За музыкою только дело» - процитировал Поля Верлена художественный руководитель филармонии Дмитрий Ушаков и пригласил за дирижерский пульт главного дирижера Томского академического симфонического оркестра Ярослава Ткаленко, а на авансцену  солистов - скрипача Айлена Притчина (Москва) и альтистку Светлану Шевкопляс (Томск). Они и стали главной интригой и главным украшением вечера.

Айлен, несмотря на свои 26 лет, является лауреатом многих международных премий, победителем различных престижных конкурсов. График обладателя спецприза  жюри  Международного конкурса им. П. И. Чайковского, лауреата Международного конкурса им. Венявского (Познань, Польша) расписан на несколько лет вперед, и маршруты его передвижений пролегают через лучшие концертные залы России, Европы и Ближнего Востока. Тем не менее, он уже не в первый раз выступает с Томским  симфоническим оркестром.

Концерт открыла Симфония для скрипки и альта с оркестром Ми-бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта. Идея - поместить двух солистов в одну симфонию и каждого с виртуозной партией - пришла композитору во время поездки по Франции.  Идея начать с этого произведения симфонический сезон родилась у маэстро Ярослава Ткаленко как желание подчеркнуть особую торжественность момента. Ведь недаром считается, что эта Концертная симфония  - одно из самых величественных сочинений Моцарта. Да и остальные сочинения, сформировавшие афишу первого концерта, исполнялись в мажорных тональностях.

Интродукция и Рондо-каприччиозо К.Сен-Санса неизменно вызывает восторг публики. Не стал исключением и вечер 22 сентября. Айлен Притчин и Томский академический симфонический оркестр  Сен-Санса настолько вдохновенно играли, что потрясенный зал долго изливал свои чувства в аплодисментах. 

Завершился концерт исполнением «музыки о величии человеческого духа». Именно так определил содержание своей Пятой симфонии Сергей Прокофьев. Монументальная, грандиозная по размаху, насыщенная драматизмом, симфония развивает героико-эпические традиции русской симфонической музыки. Она была написана в 1944 году, спустя 14 лет после предыдущей. Премьера ее состоялась 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории. Сам автор стоял за режиссерским пультом. «Пятая симфония Прокофьева - о нас обо всех. Это музыка единства. Музыка патриотическая в самом чистом слове» - так объяснил причину включения этого произведения в концертную программу Дмитрий Ушаков, который вел концерт. Другая причина обращения к творческому наследию Прокофьева  - в этом году исполнилось 60 лет со дня смерти выдающегося композитора. Он умер в один день со Сталиным - 5 марта 1953 года, и смерть гения оказалась в тени генералисимуса. Исполнение музыки Прокофьева сегодня - дань его памяти, и благодарность за то, что был и творил.

Путешествие даже по знакомым местам таит массу интригующих подробностей и неожиданных поворотов. Семь грантовых заявок, которые Томская филармония подала в министерство культуры РФ, возможно, помогут укрепить материальную базу оркестра и сделать поступательное развитие Томской филармонии необратимым. «У нас амбициозные планы, - призналась директор Марина Шерина накануне открытия 68-го сезона. – Мы намерены провести Инновационный культурный форум, международный органный фестиваль, международный джазовый фестиваль. Мы ждем в гости Дениса Мацуева. И было бы хорошо, если бы наш грант на приобретение рояля «Стенвей» поддержало министерство. Вообще масштаб наших проектов значителен – мы подали заявки на 43 миллиона рублей. Коллективы Томской филармонии подготовили много музыкальных сюрпризов, в том числе и в абонементных циклах, которые томичи смогут услышать на протяжении всего года».