Сегодня их уже 77. Они представляют «Регион 70». Движение зародилось в 1971-м. Присутствие «семерки» в истории организации молодежных выставок в Томске обещает, что и ХХ станет не просто юбилейной, но яркой, знаковой, значительной в истории художественной жизни области. Магия числа 7 распространяется на 200 работ, сотворенных молодыми (до 35 лет) художниками за минувшие … лет. Сказать точно, сколько времени прошло с предыдущей областной «молодежки» не берутся даже организаторы - молодежное объединение томского Союза художников России.
- Был долгий перерыв. То, что ХХ областная открылась в Томском областном художественном музее - одно из главных событий года для молодых художников, - призналась на открытии выставки Лукия Мурина, искусствовед, один из организаторов выставки. - Число участников не может не радовать. Когда-то идея собрать молодых художников вместе казалась безнадежной. Да и сейчас еще не все художники здесь представлены. Но это выставка рассказывает о том, что традиции показывать молодое искусство родились еще в советские времена, и мы их продолжаем. Планируем и XXI, и XXII выставки. И уверены, что участников будет все больше и больше, и картин тоже.
Для оптимизма есть все основания. К этой выставке нынешняя когорта молодых художников - выпускников художественных отделений ТГУ и ТГПУ, бывшего колледжа культуры - шла долго и упорно. За минувшее десятилетие были милые междусобойчики, были сборные и персональные выставки Союза молодых в частных галереях и государственных музеях. Многие участвовали в региональных и межрегиональных проектах. Получали дипломы и премии престижных молодежных и «взрослых» выставок. Ребята заявляли о себе дерзко и решительно - то художественной акцией «Сжечь нельзя сохранить» в «руинизированном» Гоголевском доме, то необычным проектом «Место для искусства» в мегаакции «Ночь в музее». Они выходили на улицы и заполняли своими произведениями пространства торговых центров. Но все это были отдельные попытки сконцентрировать молодую энергию, насытить художественное пространство города новыми идеями и образами. И заявить о себе как о поколении, которое приходит на смену учителям и мэтрам. Именно эту задачу ставили организаторы «Региона 70». И с ней справились превосходно.
Выставка на всех, профессионалов и любителей-зрителей, произвела одинаково сильное впечатление. Накапливали, накапливали силы - и резко выстрелили. Как заметил один из томских галеристов, есть куда глаз положить. «Это не «серая» выставка», - считает художница Татьяна Беглюк. «Отметил для себя качественный рост молодых художников, выделил работы, которые ориентированы на самостоятельность мышления», - комментирует заслуженный художник России Сергей Лазарев. «Люди не боятся выражать свои эмоции, не боятся быть самими собой. То, что они учатся у своих учителей - заметно, но у них уже есть свое лицо», - настаивает искусствовед Ада Бернатоните.
- Когда это все начиналось, в 2000-х, были спонтанные выставки, которые удивляли, даже пугали: какие-то рисуночки формата А-4, не было намека на профессиональные задумки. А здесь формат, сделанность, некоторые работы - уже музейного масштаба, - делится своими впечатлениями Николай Коробейников, куратор молодежи от «взрослого» Союза художников. - Мне очень радостно, что многие ребята выросли в профессиональном плане. В их работах уже чувствуется картинность, а не этюдность. И я многих для себя открыл на этой выставке. Последние два года молодые плывут самостоятельно. Обходятся без меня. Это иногда удивительно, иногда обидно. Но пусть плывут сами. Не хочу корректировать их движение.
- Я безумно рада, что такая выставка открылась в стенах нашего музея, - призналась Ирина Ярославцева, директор ТОХМ. - Люблю молодежь, молодую энергетику. У молодых все получается, что они задумывают. Рада, что музей постепенно приобретает молодые и талантливые кадры. Они проникают в музей и открывают двери огромному количеству молодых художников и творцов.
Последнее замечание напрямую относится к Лукии Муриной и Николаю Исаеву, председателю молодежного объединения Томского отделения Союза художников России. Работая в различных музейных проектах, ребята накопили опыт и в искусстве экспонирования. Разместить двести произведений разных жанров (от иконы до стрит-арта от реализме на холсте до экспрессионизма в видео), стилей, форматов в трех залах, чтобы не рождалось ощущение мешанины, а напротив, стройность и концептуальность, было невероятно сложно. Но организаторы нашли простой и оригинальный способ - «отбить» темы и цветовые пятна черной тканью. Это простое решение рождает образ рамы или художественного фотоальбома, когда на каждой странице видны все «картинки», и ничто не теряется.
Конечно, триптих Кирилла Басалаева трудно не заметить: он занял целую стену в первом зале. Но важно не пройти мимо. Кирилл продолжает свои «Исследовательские работы» в области фотографии и психологии. Подпись на этикетке «авторская техника» можно отнести не только к художественным средствам, но и содержанию. Это «авторское» видение мира. Крупным планом красивое лицо, но оно или в потеках, или черных отметинах обугленности. Такая интерпретация образа молодого современника вызывает самые разнообразные ассоциации: от «Портрета Дориана Грея» до стертости и полинялости плакатов - билбордов на улицах городов, рождает ощущение тревоги и некомфортности. Что именно хотел сказать художник? Ответ на этот вопрос у каждого свой.
А рядом - обращение к тысячелетней истории и православной традиции - Икона святого мученика Георгия Победоносца Аси Никулиной. И куклы Светланы Липовка из серии «Ханты». К этой же теме поиска вечного идеала можно отнести деревянную скульптуру Галины Сахаровой «Идол».
От молодых ждешь какого-то особого взгляда на мир, незамыленного, нестертого - и встречаешь два ярких пятна - «Золотые семена» Артема Шугурова и «Засуха» Дмитрия Карнаухова. Это тоже модели мира. Люди, как в подсолнухе, все рядом, но каждый - особенный. И у каждого свое свечение.
По работам Галины Березкиной можно сделать вывод, что она в душе урбанист. Ее интересует живая материя городов - высотные дома. Но ее урбанизм иного рода, чем городской лирический пейзаж Николая Исаева или индустриальный пейзажи Лукии Муриной. Сконцентрированность на фактуре многоэтажек, заставляет воспринимать ее живопись и графику как философское высказывание экзистенциалиста. Многоэтажки - человеческий муравейник, но каждый заперт в своем камерном пространстве, свет в окнах - сигнал к готовности диалога, но оборванный провод - как символ оборванного контакта с миром.
Иное настроение в «Вечерней жизни на Алтайской» Андрея Руссова - праздник жизни всегда рядом, надо просто смотреть на мир влюбленными глазами. В его пастозной манере изложение темы еще чувствуется рука учителя и желание следовать урокам. Но и в этом нет большого греха. У каждого свой ритм и темп созревания. Кто-то предпочитает эпатаж и постоянный эксперимент, как Артем Терсков, а кто-то нашел себя в традиции. Не отступая от канонов русского реализма, работают Мария и Владимир Маковенко, их поиск - не в темах и техниках, а в колористике, и во внутреннем напряжении жизни, которая переливается на холст.
Нарымские черно-белые пейзажи Юлии Васильченко и томские дворики в линогравюрах Евгении Мельченко - это уже профессиональный взгляд на мир. Точность глаза и твердость руки, и при этом лирическое отношение к миру. Оно отражено в названиях - «Кружево на Полое» «Одиночество» у Юлии, «Ветер апреля» - у Евгении.
По мнению Юлии Васильченко, которая не только практикующий художник, но и преподаватель, молодежную выставку от любой другой отличает разнообразие - техник, тем, стилей, почерков, тем, которые взрослые уже не берут. «Жажда эксперимента должна присутствовать во всем», - считает она.
Эту жажду можно легко обнаружить и в классической быстрой графике Сергея Авдеева (серия «Иван Купала»), и в декоративных композициях Ксении Сиваковой, и фотографиях Анастасии Белоус, и книжной графике Алины Дыровой и Федора Колоколова.
- Уникальность проекта «ЗИН - малотиражный фотографический альбом» состояла в том, что выпустили всего десять книжек, - рассказывает Алина Дырова. - Делали для фестиваля «Самиздат». Два года я и Федор ходили и фотографировали на один пленочный фотоаппарат, не обращая внимания, что мы снимаем, брали общий поток. А потом создали историю пары. Книжки - это история про нас, про молодую жизнь, про путешествия, вечерние посиделки, утренние рассветы. Поэтому мы и творческое объединение называли «То день, то ночь».
Рассказать обо всех участниках «Региона -70» решительно невозможно. Да и нужно ли? Главное, с каждым из 77 вступаешь в диалог. Соглашаться или нет - это дело твоего вкуса и жизненных принципов.
- Молодежь всегда должна быть спорная, - убежден художник Борис Перцев. - Она не должна обращать внимания на нас, «стариков». Пусть бунтуют, потом утихомирятся. А сейчас должны быть несогласными. Вот в Кемерово такого движения молодых нет, а у нас есть. И это здорово!
Выставка завершается 29 сентября круглым столом, где каждый неравнодушный к художественной жизни Томска и области может высказать свое мнение.