Новости культуры российских регионов
16 августа 2013
Центр

День такой хороший

Никольский народный театр отметил Медовый Спас.

Отметить  всенародно любимый праздник  на солнечной  деревенской полянке – почему бы и нет? Приняв такое мудрое решение, самодеятельные  артисты Никольского народного театра пригласили гостей в свой родной дом – сельский клуб с вековой (да уже и с хвостиком) историей. На Медовый Спас.

Располагается это древнее учреждение культуры  в селе Никольское Верхнехавского района Воронежской области – на улице Станиславского. В помещении, построенном на излете 19-го века супругами Соколовыми, основателями первого в России крестьянского театра.

Есть повод!

– Рады в очередной раз встретиться с вами, отозвавшимися на наше приглашение, именно на этой земле, – начала общаться с публикой режиссер никольцев Светлана Сукочева. – Здесь у нас раз в два года проходит фестиваль любительских театров «Театральные встречи в Никольском», который собирает очень-очень много людей. И так мы к этому привыкаем, что в год, когда, как сейчас, фестиваля нет, скучаем. Где ж, думаем, наши друзья, как с ними встретиться? Надо придумать повод! И повод был, конечно, найден: такой нужный, полезный праздник, как Медовый Спас, хочется отметить с близкими людьми, единомышленниками.

Денек выдался чудесный: теплый, ясный, безветренный.  И народу, расположившемуся на той самой живописной полянке  у входа в ДК, собралось прилично – и никольцев, и воронежцев, и даже москвичей. Гостей рассадили на деревянные лавочки перед открытой сценой – неформально, но организованно, с заботой о каждом пришедшем. И действо началось.

– Что такое мед?, – Светлана Николаевна само это слово произносила с чувством, уважительно. – Заболеваем мы – сразу  вспоминаем про целебное снадобье.   В какие только лекарственные смеси  мед не добавляется – и везде он к месту. И не только для здоровья – для настроения тоже.  А изготавливает такой замечательный продукт малюсенькое насекомое. Мы, готовясь к сегодняшнему празднику, присматривались к пчелкам  – ведь театральные артисты должны знать повадки не только людей. Дотошно изучали строение  пчел, наблюдали, как они себя ведут, как двигаются. И увидели, что это существо насколько нежное, настолько и трудолюбивое. Недаром говорят, что Господь дает пчеле все. Молния никогда не  ударит в улей. А если пчелиный рой сам находит  хозяина и обосновывается на  его подворье – то, согласно народному поверью, этому дому выпадет большое и долгое счастье. Пчелы  не выберут плохого человека, они всегда ищут, условно говоря, хорошего – такого же трудолюбивого, как сами.

Хватило всем

Воронежская область славилась производством меда с позапрошлого века. Местное пчеловодство с успехом показывало свои достижения на зарубежных выставках. А сколько сел с «медовыми» названиями на слуху не только у ценителей этнографии – у всех и каждого! Под Новой Усманью есть село Пчелка, в Бобровском районе – Пчелиновка, в Рамонском – Медовка… Нам ли Медовый Спас игнорировать?

Программа сельского праздника оказалась весьма объемной. На «разогреве» у артистов на совесть потрудились музыканты («наши новые друзья», отрекомендовала Светлана Сукочева) – гармонисты Юрий Келейников и Виктор Крестников. После чего зрителям предложили миниатюрную музыкальную сказочку –   естественно, заявленной тематики, пчелино-медовой. Она покорила публику обаянием непосредственности; на свежем, опять же, воздухе, в атмосфере дружелюбия и гостеприимства, которыми никольцы отличаются всегда, такие незатейливые сочинения воспринимаются с нарастающем восторгом.

Дальше на сцену вышел известный воронежский  коллектив – молодежный фольклорный ансамбль «Радовесь», работающий при областном Центре народного творчества. Слушать этих артистов – счастье: высокий профессионализм вкупе с желанием быть со зрителем на одной волне, умение обеспечить  песне должное сопровождение (эмоцию, движения, выражения лиц) – выше всех похвал. «Радовесь» не только пела: позвала народ в хоровод – тут же, перед сценой, на шелковистой никольской травке. Предложила игры, танцы – и, знаете, никого не пришлось долго уговаривать. Отплясывали и стар, и млад.

А потом гостей ждал сладкий сюрприз: свежий мед. Липовый – янтарный и  ароматный. С пышными оладьями, испеченные артистками Никольского театра, которые в жизни – «простые» хлебосольные хозяюшки. Под красный чай – каркаде  плюс  какая-то умная  травка – лакомство шло на ура. Его хватило всем: подносы с угощением «распространились»  даже за пределы полянки-самобранки.

Злободневно и со вкусом

Последним пунктом праздничной программы значился спектакль драматический. Гостей пригласили перейти «с природы» в зрительный зал ДК, где никольские артисты показали «Приговор» – постановку по одноименной пьесе Михаила Варфоломеева. Осуществила ее, естественно, Светлана Сукочева.

Зрители народного театра – отдельная тема. Благодарней театралов, чем земляки-сельчане, наверное, не бывает. В тесный зальчик всегда набивается столько народу, что не только стационарных  кресел – так называемых приставных стульев, которые расставляются и по проходу, и непосредственно перед сценой (едва ли не впритык), желающим не хватает. Вот и на сей раз люди предпочли пусть стоя, но увидеть своих любимцев, самодеятельных артистов, в деле. Да еще и спектакль оказался архизлободневным для современной деревни.

Коротенькая  поучительная история о вреде пьянства и способах – нетрадиционных, конечно же – борьбы с ним смотрелась на одном дыхании. Ну не получишь такого  бешеного удовольствия от просмотра профессиональной актерской игры; любители – это нечто  совершенно особенное!  Органика здесь – не та, которую учат «доставать» из себя в театральных вузах. «Народные» артисты, не обладая в полной мере академическими навыками и техническими приемами, порой оказываются «живее» и натуральнее маститого аса. Та самая непосредственность; они даже слова забудут – и как-то так по-человечески, с неподражаемой искренностью выйдут из положения, что, кажется, именно такой ход спектаклю и нужен! А в случае с «Приговором» еще и тот момент  оказался определяющим, что публика явно узнавала  в сценических образах односельчан. Когда людям предлагают понятное о понятном, а отчасти и больном – равнодушных не бывает. Браво, Светлана Сукочева – форма найдена точная. Сценография – рациональная, «говорящая». Костюмы – продуманные, освещение – тоже; простенько и со вкусом – наш случай.

Собственно, «браво» надо адресовать всем участникам спектакля, артистам, и все-таки  одного из них выделю отдельно. Алексей Левин, исполнивший главную роль – того самого алкаша, которого местная власть решила проучить «расстрелом» («соленый» залп в мягкое место – наказание не детское) – человек безусловно талантливый. Актерски оснащенный весьма серьезно: тут и музыкальность, и прекрасное чувство партнера, и та необходимая артисту внутренняя пластика, без которой он ни в ритм постановки не попадет, ни образ психологически достоверным не сделает. Левин – артист, который одинаково легко может заставить зрителя и смеяться, и плакать. Его герою сочувствуешь больше, чем иному положительному образу. Хотя в «Приговоре» каждый исполнитель на месте, каждый, опять же, хорош по-своему. Нет сомнения, что режиссер считается с индивидуальностью актера; иначе «правды жизни» не покажешь. А где, как ни на улице Станиславского, ей проявиться? Чтобы зритель не крикнул: «Не верю»…