Новости культуры российских регионов
2 августа 2013
Центр

И цветы, и шмели, и трава, и колосья

В музее-заповеднике «Костенки» работает фотовыставка Сергея Соболева.

Воронежцы уже имели удовольствие познакомиться с творчеством Сергея Соболева – старшего научного сотрудника музея-заповедника «Дивногорье», биолога по специальности и фотохудожника по своей личностной сути. Не во время, свободное от работы, а как  раз непосредственно в ее процессе Сергей с фотоаппаратом  в руках «охотится» за интереснейшими,  воистину эксклюзивными кадрами – благо, среда  профессионального обитания мастера щедра на такие «трофеи». Пока.

По весне выставку Соболева под названием «Степь: 25 тысяч лет спустя» принимал Воронежский  областной художественный музей им. И.Н. Крамского. Также экспонировалась она в Острогожске и  Павловске – в историко-художественном им. И.Н. Крамского и краеведческом музеях соответственно. Собрала благожелательную прессу и   восторженные зрительские отзывы. Но именно в Костенках «Степь» дивногорского орнитолога «зазвучала» во весь голос и даже, кажется, запахла со всей природной тонкостью и остротой: обстоятельства времени и места еще никто не отменял…

Провидец Поляков

Сиреневые сумерки на фоне белесых (меловых) неровностей ландшафта, крепчающий хор цикад и бездонное, красиво седеющее небо… Церемония открытия выставки прошла в чудный летний вечер. И, согласно инициативе главного научного сотрудника музея Ирины Котляровой, была приурочена к  празднованию 134-й годовщины со дня открытия первой стоянки в Костенках.

По торжественному случаю в музее организовали концерт, и собравшаяся публика (на удивление, многочисленная) с чувством аплодировала  искусству фольклорного  коллектива «Мотаня» и ансамбля инструментальной музыки «Радосвет», учащихся Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей, певцов-народников Анастасии Хрыкиной и Руслана Слюсарева. С не меньшим вниманием  слушали собравшиеся скрипичную  музыку в исполнении Ирины Феррони: музейное пространство с его потрясающей акустикой оказалось «залом», более чем подходящим для классических нот.  Литературно-музыкальная композиция – посвященные степи стихи Ивана  Бунина под музыку Сергея  Рахманинова – явилась логичным компонентом часового концерта. Отсюда –  бунинский заголовок нашего материала.

Что касается  рациональной подоплеки праздника – о ней напомнили сообщения сотрудников музея. Если коротко: 28 июня 1879 года ученый Иван Семенович Поляков открыл в придонском селе Костенки стоянку Каменного века. Руководствовался предположением  о том, что именно в этом месте  могут отыскаться древние поселения, поскольку в Костенках издавна находили кости вымершего мамонта, на которого в древности охотились наши умелые предки.

Поляков оказался провидцем: со временем  в Костенках открыли около шестидесяти древних поселений. Это дало возможность сделать сотни открытий, во многом изменивших традиционные взгляды на Каменный век и его культуру. Изучение местных археологических памятников позволило исследователям  внести колоссальный вклад в мировую науку. И музей в Костенках, где результаты этих исследований обобщаются, систематизируются и становятся доступными широкому кругу посетителей, решил напомнить городу и миру о важной дате.

Наука в картинках

Зрелищную часть праздника обеспечила выставка Соболева. Нет, думается, нужды останавливаться на ее «особости»: это явно не тот видеоряд, которым завлекают зрителя художники городские,  снимающие пейзажи от случая к случаю. Для Сергея его хобби – нечто, структурирующее образ жизни. Помнится,  на воронежской выставке, отвечая на мой вопрос «как биолог дошел до фотоаппарата», он отвечал:

– Для полевого зоолога, которым я являюсь, это – обязательный, рабочий момент. Биолог должен  всегда перемещаться с фотоаппаратом; еще со  студенчества так пошло. Моим учителем был известный ученый Леонид Семаго, он  в свое время поспособствовал тому, чтобы я этим делом увлекся.

Яркие, выразительные крупные планы бесконечно прекрасного, родного «подстепья». Красавец канюк, облюбовавший для  минутного отдыха  мощный степной камень. Свернувшаяся тугим клубком серая степная гадюка. Маленький любопытный филиненок, доверчиво смотрящий в объектив, парочка трогательных лисят, затейливые крылышки  бабочек и стрекоз... Тут же –  степное разнотравье, схваченное во всем своем великолепии «фотоглазком» мастера и,  кажется, источающее умопомрачительно  пряные ароматы чабреца, шалфея, нагретого солнцем мела… Не такая уж «средняя» наша Средняя полоса!

Выставку назвали мероприятием не совсем традиционного музейного формата – это так, но…  Сергей Соболев предложил Костенкам  не просто  высокохудожественные фотографии, собранные в течение двадцатилетних наблюдений. Его аппарат  запечатлел современную степь и ее обитателей –  по сути, то же научное исследование. В картинках.

– В нашем музее само название выставки  «Степь: 25 тысяч лет спустя» звучит очень актуально, – подчеркнула Ирина Котлярова. –  В основной экспозиции представлена тундростепь 20-25-тысячелетней давности, и вот теперь в выставочном зале экспонируются фотографии современной степи. 

Да, есть, что с чем сравнить. По какому поводу порадоваться, а по какому – наоборот. Хорошо еще, встречаются на воронежских меловых угодьях реликты, напрочь  уничтоженные в других местах – правда, далеко не в баснословных количествах. Цивилизация безжалостно попирает природное естество, и ладно бы только она…

Здоровый пессимизм

Верится с трудом, но степь –  одна из самых хрупких и уязвимых экосистем. Она первой из природных ландшафтов оформилась на нашей территории после схода ледника (те самые 25 тысяч лет назад). Благодаря степи, появились на свет плодородные черноземы. Которые впоследствии ее и сгубили – «кусочек» оказался лакомым. Охотников им распорядиться хватило.

– К большому сожалению, понятие степи – уже остаточное явление, – убежден Соболев. – Степи как таковой не сохранилось в Воронежской области. И в Черноземье не сохранилось, и в Европе тоже. То, что мы сейчас наблюдаем, это жалкие остатки, которые «зацепились» за  неудобья – балки, овраги. Увы, в погоне за урожаем все земли –   исконно целинные  степи – распаханы. Тысяча гектар, которые в памятниках природы у нас числятся степными экосистемами,  никак не представляют степи. И не решают проблему, поскольку степи – это не только растения и ландшафт, это ещё и животные. Для степных животных требуются большие пространства – не тысяча гектар, а десятки тысяч нужны для того, чтобы существовали парнокопытные животные, которым необходим элемент экосистемы под понятием степь. Сегодня самый крупный обитатель нашей степи  – сурок байбак, недавно восстановивший свою численность. В свое время он был практически полностью истреблён... Не осталось на территории среднерусского лесостепья крупных хищных птиц – таких, как степной орёл,  дрофа. На данной выставке представлены лишь какие-то моменты степи, которые ещё удается подглядеть по тем самым  неудобьям. По местам, где невозможно пройти плугу трактора,  где не все скот доел.  Но и таких мест все меньше и меньше: они зарастают рудеральной растительностью, чертополохом... 

 25 тысяч лет назад степь была девственной экосистемой. Сейчас есть то, что есть …

– Осталось только на фотографиях посмотреть и порадоваться тому, что можно ещё сфотографировать, – Сергей настроен  пессимистически. – Думаю, что конец близок: уже вся территория перепахана. Если мы даже выделим сегодня гипотетически пятьдесят тысяч гектар под степь –  может, лет через сто-двести она восстановится. При больших капиталовложениях и при строгой охране, поскольку всё будет заново, с нуля. 

Сорок выставочных фотографий – сорок мгновений степи. Разнотравно-ковыльные, луговые ландшафты с их флорой и  фауной. Растения и животные, практически «поголовно» занесенные в Международную Красную Книгу, Красную Книгу России и в региональный охраняемый список «Красная Книга Воронежской области». Может,  и вправду лет через несколько только на соболевских фотках это и увидишь…