Новости культуры российских регионов
24 июля 2013
Поволжье

Ирина Долганова снова на войне

Актриса Нижегородского ТЮЗа, известная всей стране как Соня Гурвич из фильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие», вновь снялась в картине о Великой Отечественной войне.

Четырехсерийная лента Андрея Прошкина с рабочим названием «Чарли» будет показана осенью на Первом канале.

- Роль у меня небольшая: Ада Абрамовна - еврейская женщина, которая вместе с мужем и внуком оказалась в оккупации, - рассказывает актриса. – Режиссер долго не мог найти нужный типаж. Ни в Москве, ни в Таганроге, где шли съемки.

- А вас пригласил, памятуя о роли в картине Ростоцкого?

- Андрею Прошкину меня рекомендовала второй режиссер, а он уже утвердил на роль. Причем нашли меня с трудом, поскольку в перестроечные годы пропали многие базы данных о советских артистах. Иначе бы я, наверное, больше снималась в кино… Когда узнала, что режиссер - Прошкин, который только что снял потрясающий фильм «Орда», поняла, что для меня это подарок. У него даже в маленьких ролях были заняты актрисы, которые номинировались на кинопремии за лучшую женскую роль. Некоторые приезжали на один - два дня, чтобы сыграть в эпизоде. В фильме снимались актеры из разных городов России, из Украины.

- Что за история будет рассказана в фильме?

- Сюжет, сценарий мне очень понравился. Привлекло то, что нет никаких боевых действий, партизанщины. Это история человеческих характеров и судеб. Несколько семей живут в одном дворе в оккупированном городе. У кого-то складываются нормальные отношения с немцами, но параллельно с этим творятся нечеловеческие вещи. Эта ситуация - фильтр, лакмусовая бумага, которая выявляет сущность людей. Кто-то ломается, кто-то выстаивает. Тут и трагедии, и смерти, и измены. Картинка будет необычная, авторы фильма использовали очень интересный прием - это нужно видеть.

- Главный герой - предатель?

- Он не предатель, его считают таковым. У него безвыходное положение. Он учитель химии, знает немецкий язык, и оккупанты приглашают его работать переводчиком. К нему великолепно относятся, выделяют пайки, но он вынужден присутствовать при страшных сценах. Постепенно он начинает искать вариант выхода и бороться.

- Судя по фильму «Орда», Прошкин-младший скрупулезно относится к деталям.

- Да, над фильмом работали мощные профессионалы: и оператор, и художник. Режиссер лично каждого артиста смотрел, прежде чем пустить в кадр, сам утверждал костюмы. Все было очень достоверно и по декорациям, и по одежде. Двор в Таганроге нашли просто уникальный, сохранившийся с довоенных времен. Отыскали подлинные вещи того времени - вплоть до чулок и носков. К тому же, съемочная группа была приятная, добрая - атмосфера на съемках тоже много значит.

- Вы сказали, что могли бы больше сниматься в кино. Случалось, что отказывались?

- Было, было. Однажды пригласили в Петербург на пробы, но мне многое там не понравилось, и я отказалась. Хотя бывали и очень интересные съемки. Работала с Глебом Панфиловым, когда он приезжал сюда снимать «Мать». Он меня пригласил на эпизод, но расстроился, что поздно на меня вышел, поскольку его не устраивала работа актрисы, игравшей вторую героиню, а я как раз подходила. Но переснимать было уже некогда. Потом мы отношения поддерживали, я ездила в Москву на озвучку. Сейчас ее, кстати, не делают - «вычищают» голос, записанный прямо на съемках.

- Съемки проходят совсем иначе, чем во времена «Зорь»?

- Конечно, технически все стало намного проще. Когда снимали «А зори здесь тихие», Ростоцкий отправлял отснятые кадры из Карелии в Москву, там их проявляли, присылали обратно в Карелию, он их отсматривал, если не нравились - переснимал. А теперь режиссер сразу видит картинку, на месте все корректирует.

- Как вы сейчас чувствуете себя в родном театре? В минувшем сезоне туда пришел новый главный режиссер, затихли скандалы...

- Я старалась не участвовать в конфликтах, у меня со всеми были нормальные отношения. Что касается режиссера, то нашему театру повезло, и городу тоже. Виктор Шрайман - режиссер федерального уровня, скажем так. Он много работал за границей и по стране, он настолько профессионален, интересен в работе, умеет так мягко, неназойливо выстраивать спектакль... Мы сейчас репетируем «На деревню к бабушке», этой премьерой и откроем сезон, и я работаю там с удовольствием. Думаю, что и для молодых артистов Шрайман необходим как педагог.