Новости культуры российских регионов
16 июля 2013
Сибирь

Прошедший Крым и Рым

Персональная выставка томского художника Германа Завьялова «От Нарыма до Крыма» открылась в Кемеровском музее изобразительных искусств.

Здесь представлено 69 живописных полотен одного из самых авторитетных сибирских художников.

Но прежде всего – о названии. Нарым – маленький поселок на севере Томской области, в Парабельском районе. С незапамятных времен – место ссылки политзаключенных: здесь отбывали сроки декабристы и участники польских восстаний, народники, революционеры, репрессированные. Про это село, со всех сторон окруженное болотами, томичи даже сложили поговорку: «Бог создал Крым, а черт Нарым». И вот этот-то глухой, малопривлекательный для жизни Нарым и избрал Герман Завьялов, заслуженный художник России, местом своего вдохновения. Лучшие его полотна созданы именно здесь. Именно Нарым – главный герой его картин.

Тогда при чем тут Крым? – спросите вы. Много лет назад мать Германа Завьялова, выйдя на пенсию, купила домик в Судаке. С тех пор художник ежегодно по полгода жил у нее. Причем время свое между двумя излюбленными географическими точками он делил своеобразно, не так, как поступило бы большинство людей. Зиму он проводил в дождливом, ветреном Крыму, а лето – в суровом, кишащем мошкарой Нарыме.

Германа Завьялова справедливо называют одним из столпов «сурового стиля». Он любит писать воду. И она у него – всегда особая. Не буйная стихия, как у Айвазовского, не лирические пруды, как у Левитана. Вода Германа Завьялова – скорее философская категория. Часто – белесая, сливающаяся с небом, часто – охватывающая пейзаж со всех сторон, она словно символизирует и быстротечность времени, и источник нашего существования на земле, и равнодушие природы, способной поглотить все в своих недрах.

Кстати, когда Герман Завьялов пишет не Нарымский край, а благословенный Крым, тот тоже выходит у него суровым и бесприютным, каменистым. Если зрители интересуются, почему так, поясняет: «Так отдыхающие только все портят! Пытался я как-то летние пляжи писать – такая скука! Приторно, сладко – противно прямо».

Он родился в Томской области, в семье учителей, которых органы наробраза часто «перебрасывали» по Сибири во вновь открывающиеся школы. Отрочество и юность Завьялов провел в Сургуте. Здесь же, между прочим, он нашел и свое призвание. На встрече в кинотеатре перед началом фильма перед зрителями выступал Евгений Кибрик, знаменитый книжный график. Его лекция по искусству сопровождалась, как сказали бы сегодня, мастер-классом. Художник на листе холста нарисовал углем портрет Ленина. Линия, на глазах рождающая живой образ, так заворожила  мальчика, что он твердо решил стать художником. А много лет спустя, когда Завьялов уже заканчивал московский художественный институт им. Сурикова, Евгений Кибрик пригласил его работать в свою мастерскую. Наверное, это был блестящий вариант для провинциала… Но Завьялов предпочел вернуться в Сибирь.

Многие полотна, представленные на этой выставке, имеют свою, любопытную историю. Вот, скажем, «Сургутский край». Деревянные тротуары на первом плане, резные избы (у одной – петушок на коньке крыши), а вплотную к ним подступают громады серых нефтеналивных цистерн. И эта смесь пасторально-идиллического и индустриального пейзажа столь необычна, и так необычно красива, что завораживает своей гармонией. Гармонией рукотворного и природного. Скандал, к слову сказать, по поводу этой картины, написанной в 1967 году, разгорелся жуткий. Точнее, по поводу названия: первоначально она называлась «Последний петушок». Вот за это «аполитичное» название ее даже сняли с выставки. И тогда, в знак протеста, некоторые коллеги Завьялова отозвали с этой престижной выставки свои работы.

А вот этот триптих – «Праздник солнца» – сгорел. Натурально, дотла, во время пожара в одном сельском клубе, где экспонировался. Сейчас перед нами – автокопия, восстановленный автором вариант той работы.

Однако при всех пережитых катаклизмах Германа Завьялова и коллеги, и друзья, и искусствоведы справедливо считают счастливчиком. Он никогда не работал «в стол». Его творчество всегда вызывало активный интерес. И публики, и профессионального сообщества.. Достаточно сказать, что к своим 75 годам у него за плечами более 70 персональных выставок, причем примерно 15 он провел в последние несколько лет. Такая поразительная активность, верно, не могла бы осуществиться, если бы не участие в судьбе Германа Завьялова еще одного его «сумасшедшего» земляка.

Александр Дащенко – директор и устроитель Парабельской картинной галереи. Учреждение это поистине уникальное. Где, когда вы встречали сельскую галерею, где было бы представлено около 1000 работ замечательных современных художников? В Парабели (райцентре, на территории которого находится и поселок Нарым) такая есть. Созданная около 20 лет назад, Парабельская картинная галерея хранит работы 45 художников, с ней сотрудничают Академия художеств России, Томский художественный музей, художественные институты Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга. На базе Нарымской средней школы благодаря Парабельской галерее работает «Малая Третьяковка». Художники Владимир Гроховский, Александр Шумилкин, Татьяна Бельчикова, Александр Клюев из-за сотрудничества с этой галереей считают Нарымский край своеобразной «живописной Меккой». А собрание Германа Завьялова – это коллекция в коллекции, одна из жемчужин Парабельской галереи.

На открытии выставки «От Нарыма до Крыма» в Кемеровском музее изобразительных искусств его директор Лариса Мызина сказала: «Давно эти стены не видели такой представительной «правительственной делегации». И впрямь, открывать выставку Германа Завьялова к нам в Кемерово приехали сотрудники администрации района, жители Нарыма, сам Александр Дащенко, и конечно, автор – Герман Завьялов. Здесь много говорили о просветительском значении этого проекта. В частности, о том, что после нас выставка «От Нарыма до Крыма» поедет в Иркутск и Красноярск.