Новости культуры российских регионов
16 июля 2013
Сибирь

Эпохальные рифмы

В июле, как обычно, театры закрываются «на каникулы»: артисты в отпусках. В Прокопьевском театре драмы именно сейчас идет самая напряженная работа.

Режиссер из Петрозаводска Олег Липовецкий репетирует с труппой театра спектакль «Самоубийца».

Эта пьеса Николая Эрдмана, написанная в 1928 году, сначала была запрещена цензурой, потом, в перестроечные годы, когда запрет сняли, активно ставилась в российских театрах… Сегодня интерес к «Самоубийце», мне кажется, поутих. Какие актуальные смыслы вычитал в ней режиссер? Об этом я расспросила самого Олега Липовецкого.

- Почему взят именно этот материал? Ведь наше время рифмуется скорее с позднезастойным, а не с послереволюционным?

- Наше время рифмуется скорее с раннесталинским. Чувствуется радикальный настрой власти пресекать все попытки инакомыслия. Люди все свои чаяния связывают с «золотым тельцом»… Что это, как не атмосфера конца 1920-х? Исход НЭПа, укрепление позиций абсолютизма. Людей так же, как и тогда, называют «человеческим ресурсом». Жизнь человека, жизнь человеческой личности не ценится… Вспомните, главный герой Эрдмана, Семен Подсекальников, затевая самоубийство, не предполагал, что оно может быть использовано в чьих-то корыстных целях.

- Ну да, он из-за колбасы расстроился…

- И этот его шаг, это очень личное решение, масса людей поторопилась использовать в своих целях. Заметьте, они не людоеды какие-нибудь, у них – ничего личного! Просто каждый в первую очередь пытается решить, как можно сманипулировать человеческим поступком, привлечь его «в свои ряды», записать себе в актив. Я помню пьесу Эрдмана наизусть, если сейчас буду цитировать кусками – вы удивитесь: это из литературы фраза или из сегодняшних газет? Точнее - из интернет-новостей, из блогов современных… Очень актуальная пьеса.

Можно возразить: 1928 год – год активной борьбы с религией, год, когда разрушались церкви, сбрасывались кресты с храмов. Сейчас в этом плане время совсем иное: государство наоборот все плотнее сращивается с православием. Но крайности, как известно, сближаются. И напряженный интерес к деятельности церкви, какой мы сегодня наблюдаем, очень схож с тем, какой наблюдал Эрдман.

- При этом «Самоубийца» - уморительно смешная комедия, там так много быта, много шуток, которые запоминаются влет!

- Мне кажется, она интереснее не только с точки зрения комедийности… Хотя, конечно, лучшего комедиографа, чем Николай Эрдман, в советской драматургии, наверное не было. Но наш спектакль не будет просто бытовой историей. Вместе с художником Лешей Лобановым мы изучили истории всех несостоявшихся постановок «Самоубийцы», в частности – ту, над которой работал Мейерхольд. И его рисунки к спектаклю будут использованы в нашей постановки. Не как плагиат – ни в коем случае; как факт приношения великому постановщику, как цитата, как дань памяти…

- А кто из артистов задействован в будущем спектакле? И когда мы сможем увидеть премьеру?

- Премьера состоится в самом начале сезона, в сентябре или октябре. Подсекальникова играет Сергей Жуйков, его супругу – Светлана Попова, соседа Калабушкина, главного провокатора, Роман Михайлов, Маргариту Ивановну, владелицу ресторана и любовницу Калабушкина Анна Соколова, тещу Подсекальникова – Татьяна Бессчастнова.