Новости культуры российских регионов
10 июля 2013
Сибирь

Бременские музыканты на прогулке

Театр «Скоморох» 67-й театральный сезон завершил на Набережной Томи.

Последнюю гастроль Муха-Цокотуха дала 7 июля на сцене родного «Скомороха» и отправилась в отпуск до осени. Минувший сезон для нее и артистов, занятых в  этом спектакле, оказался необычайно успешным: фестивали, гастроли, награды, призы. На XX Международном фестивале театров для детей в сербском городе  Суботица «Муха-Цокотуха» и занятые в нем актеры получили диплом за «Лучший актерский ансамбль».

На фестиваль в Сербию томский театр кукол и актера попал благодаря «Сибирским кукольным играм», который и устроил у себя в октябре 2012 года. Членом жюри VI регионального  фестиваля театров кукол стал директор фестиваля в Субботице Слободан Маркович. Тогда в гости к «Скомороху»  приехали театры кукол из Новосибирска, Омска, Иркутска, Красноярска, Кемерово,  Новокузнецка, Тюмени, Братска, Абакана, Ханты-Мансийска, Барнаула. Хозяева фестиваля получили диплом  в номинации «Лучший актер», им  был награжден актер Павел Иванов и дипломом  за «Лучшую сценографию», который получил главный режиссер театра Сергей Столяров (обе награды за спектакль  «Балаган герцога Глостера»).  «Сибирскими кукольными играми», в которых томичи приняли активное участие, Томский театр куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана открыл 67-й творческий сезон.

В минувшем сезоне зрители увидели семь новых спектаклей: «Сэмбо» (режиссер-постановщик - В. Шрайман, художник-постановщик - В.Платонов), «Небылица о былом» (режиссер-постановщик - Н. Голикова, художник-постановщик - А. Шафер), «Дед Морозка и матушка Метелица» (режиссер-постановщик - С. Столяров, художник-постановщик - А.Алексеев), «Снегурушкины забавы» (режиссер-постановщик – М. Дюсьметова, художник-постановщик - А. Шафер), «Новые приключения Колобка» (режиссер-постановщик – М. Дюсьметова, художник-постановщик - А. Шафер), «Сказки, рассказанные под одеялом» (режиссер и художник-постановщик С. Столяров), «Малютка Красная Шапочка» (режиссер и художник-постановщик С. Столяров).

«Скоморох» отличился и на Конкурсе  молодых актеров профессиональных театров Томска и Северска. Так, Михаил Лебедев получил специальный приз жюри, а Ольга Ботева, Надежда Голикова, Павел Иванов, Олеся Кондратьева, Сергей Мириев, Михаил Селищев, Анастасия Шульц стали лауреатами конкурса.

Театр много гастролировал по районам Томской области, побывал с обменными гастролями в Новокузнецке, а также принимал гостей из других регионов Сибири: Иркутский театр кукол «Аистенок» и Новокузнецкий театр кукол «Сказ». На базе театра было реализовано немало интересных проектов. Это и «Формула творчества», и «Rumpelstilzchen» и «Grammati-Kuss». Шоу (сказки братьев Гримм на современный лад) с куклами и живой музыкой в стиле hip- hop, и «России славные года», и финал открытого фестиваля искусств и творческих самостоятельных инициатив «Встреча», и «Школа театрального зрителя», и выпуск газеты «Театральная переменка» в рамках проекта «Ночь в театре».

Завершил сезон «Скоморох» тем же, чем и открывал - представлением на улице. Будущие герои спектакля «Настоящие бременские музыканты» Осел, Пес, Кот и Петух вышли прогуляться по Набережной Томи. Разузнать обстановку: добрый ли зритель и слушатель в Томске, хорошо ли примет их 11 октября (на эту дату намечена премьера и открытие 68-го сезона). По пути они встретили томских уличных музыкантов. Студентка второго курса музыкального колледжа по имени Юлия  на флейте исполнила им сонату №5 их соотечественника Иоганна Себастьяна Баха. У памятника писателю Антону Павловичу Чехову бродячие артисты неожиданно свиделись с земляком из Баварии. «Чехов изображен глазами пьяного мужика, а вы изображены глазами художника навеселе, так что можете составить удачную композицию»,- заметил режиссер Столяров, обращаясь к бременским музыкантам.  Потом они заглянули за парапет, в надежде разглядеть в «могучей сибирской реке» Ушайка ушайских крокодилов, о которых поведал режиссер Сергей Столяров. Под конец своей прогулки музыканты из Бремена наблюдали древнюю русскую традицию - обливать прохожих и проезжающие машины в день Ивана Купалы.

Такой маркетинговый ход - знакомство горожан с будущим спектаклем - придумал главный режиссер театра Сергей Столяров. Он и возглавил процессию, нацепив большой красный нос, и обеспечивая музыкой движение. Собрать кукол из подручного материала - старой терки, ржавой воронки, прозаического поношенного ботинка, ненужной пружины и прочих «отходов бытового производства» придумал художник Александр Алексеев, лауреат «Золотой Маски», костюмы сочинила художник «Скомороха» Алена Шафер, а сценографию - Сергей Столяров, он же и адаптировал текст немецкой сказки к томской сцене и сегодняшнему дню.

«Если внимательно читать книжку, то выяснится, что бременские музыканты никогда в Бремене не были, и никогда не были музыкантами, - рассказывает о замысле режиссер Столяров. - Но при этом они - самые знаменитые в мире музыканты, Разве что Ливерпульская четверка может поспорить относительно популярности. Затея героев спектакля - пойти и заработать деньги. Им кажется, что на улице это проще всего сделать. Поэтому четверо молодых людей сделали себе из чего попало кукол, нарядились и вышли на улицу, чтобы поиграть в «бременских музыкантов» - в тех, кто не умеет играть ни на каких инструментах, но в мечтах, он умеет все. Бременские музыканты - это не сюжет, это идея. В этом смысле сказка уникальна и универсальна: всех выгнали из дому, а они решили пойти в Бремен и заработать денег искусством».