Новости культуры российских регионов
10 июля 2013
Сибирь

Такие вот дела

Живопись и графика новосибирца Сергея Меньшикова выставлена в областном художественном музее.
Сергей Меньшиков

Хорошо, когда дружат города. Хорошо, когда дружат художники. От этих дружеских связей рождаются плодотворные проекты. Персональная выставка новосибирца Сергея Меньшикова и стала результатом такого многолетнего творческого общения. Томские художники и музейщики захотели поделиться с земляками дружбой с талантливым и многогранным художником.

В экспозиции представлены живописные и графические произведения разных лет. О том, что Сергей Михайлович занимается и монументальной живописью - расписывает храмы, рассказали его друзья и коллеги. Молодая томская художница Елизавета Руман вручила цветы - от благодарного ученика талантливому учителю. 

Сергей Меньшиков - представитель творческой династии новосибирских художников. Томск хорошо знаком с творчеством Даниила Меньшикова, старшего брата Сергея. Сергей Михайлович Меньшиков окончил Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова, учился у М.А. Гольдина, член Союза художников России с 1993 года. В выставочном движении начал участвовать с 1983 года. Теперь у любителей изобразительного искусства, следящих за художественной жизнью города, есть возможность сравнить почерки обоих братьев и открыть для себя новое имя.

- Сергея Михайловича я считаю самым светлым и самым интеллигентным художником Сибири. Он глубок внутренне, и эту глубину передают его работы, - говорит Николай Вагин, председатель Томского отделения Союза художников РФ. - Когда я не знал художника в лицо, то узнавал по холстам.  Особенно по картине, которая раньше называлась «Разговор с ангелом», а  на этой выставке представлена под названием  «Такие вот дела».

И сам Меньшиков считает ее представительской работой, по которой его узнают. Она побывала на многих выставках, во многих городах. Но во всех экспозициях выделялась своей особостью. «Она никогда  рядом не живет ни с одной работой, всегда отдельно, - признается Сергей Меньшиков. - Возможно, потому что напряжение красного и зеленого цветов оттягивает на себя внимание, как и вертикальный формат». Сюжет весьма символичен: молодая крестьянка с ведром беседует с ангелом в красном плаще, рассказывая о своей тяжкой доле. Ангел же ободряет, укрепляет дух, как будто говорит: «И у меня несладкая судьба».  Иконографический стиль, которым написано произведение, создает впечатление, что перед нами икона с очень современным сюжетом. По признанию художника, работал он над ней в течение шести лет. «Она переживала разные периоды: в углу стояла, потом писалась, потом выставлялась, снова отстаивалась и заново переписывалась».

И еще одна работа с ангелами выбивается из общего ряда экспонируемых картин. «Чай с печеньем» - это не бытовой разговор мужчины и женщины, это диалог разных культур. «Когда начинается общение мужчины и женщины, начинают летать два ангела - белый и черный», - проясняет замысел картины Сергей Меньшиков.

Своей задачей художника Сергей Меньшиков считает умение зафиксировать время пластическим языком. «У каждого города свое отношение со временем, свое ощущение его. Даже рядом два города по-разному фиксируют его в своих работах. Поэтому у художников абсолютно не похожие стили. Хотя общая школа. Сколько знаю сибирских городов - Омск, Новосибирск, Томск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк,  и в каждом возникает своя городская ментальность. И из нее вырастает культурный слой».

Меньшиков маркирует городское пространство своими настроенческими пейзажами. Работы  «Столб», «Ворота», «Цех», «Гаражи» как будто подчеркивают ограниченность пространства, в которое поселяют себя люди, не желающие знать, что там, за воротами, как живут вне «гаражной» цивилизации. А его натюрморты, на которых - свежие огурчики или банки с вареньем, напротив, говорят о людях, которые не потеряли вкус к жизни. «Натюрморт с мандарином» - одна из последних работ Сергея Меньшикова, в которой, как признается сам автор, он наконец обрел свой пластический язык.

Рядом с работами Сергея Меньшикова ощущаешь гармонию мира и гармонию в душе. Они не утомляют, когда на них долго смотришь. Неслучайно директор музея Ирина Ярославцева выразила желание приобрести работы этого мастера в фонды Томского художественного музея.