Подруга, четыре последних года прожившая в столице нашей родины, а всю предыдущую жизнь – в Воронеже, приехала погостить на пару дней. Соскучилась по родному пепелищу. Пепелищем же его помня: Воронеж четырехлетней давности – отнюдь не сегодняшняя столица Черноземья.
В желании показать, насколько эволюционировал наш город за время отсутствия «москвички», первым делом провезла я ее по ночным мостам. Красиво – дух захватывает! На каждом – своя (эксклюзивная, можно сказать) иллюминация, причудливо играющая с темным лаком «морской» воды. Но ночь – она сама по себе величие и загадка. А вот что-то откроется взорам гостьи белым днем?..
Счастливые приметы
Больше всего удивил ее жлобский стул, что «поставлен» в самом центре города, на улице Платонова. Не столько фривольным внешним видом, сколько местоположением. Под боком у губернатора, что ли?..
«Представь себе», – подтверждаю «догадку». Креативная мебель, напомним, установлена в сквере за зданием правительства Воронежской области.
Пока, задержавшись у необычной скульптуры, обсуждали мы перемены в городском пейзаже, немыслимые прежде, из-за ближайшей «излуки» вывернулся коллега. Набрел, так сказать. И поделился свежими впечатлениями: возвращаюсь, доверительно поведал, с художественной выставки. Которая открылась аккурат напротив стула – в выставочном зале облправительства. По адресу площадь Ленина, 1.
Такие вот метаморфозы, они же – приметы сегодняшнего дня. Счастливые, конечно: когда политики с дорогой душой «пускают» культуру в свои пенаты, это признак цивилизованного общества.
Глубокомысленная чистота
Итак! В резиденции областного чиновничества расположилась живопись известного русского художника Александра Смирнова. К Воронежу он имеет отношение постольку, поскольку, родившись в Ереване, детство и юность провел в нашей области – в поселке Нижний Кисляй Бутурлиновского района.
Сменив несколько рабочих профессий и отслужив в армии, Александр Смирнов поступил в Пензенское художественное училище, которое окончил в 1975 году. Позже учился в Харьковском институте, на отделении монументальной живописи. В экспозицию, разместившуюся на площади Ленина, вошли 25 полотен. Пейзажи, работы так называемого итальянского цикла, жанровые произведения, картины на библейскую тематику.
Сложно сказать, что является сильной стороной этого мастера – он, в хорошем смысле слова, ровный. Одинаково одухотворен (а местами возвышен) в изображении и небольшого озерца, и эпического масштаба скалы, и евангельского сюжета. Который, кстати, Смирнов не боится интерпретировать по-своему: не самое распространенное явление.
Нельзя не отметить творческую самостоятельность этого автора вообще – применительно не только к духовной составляющей творчества. Реалист Александр Смирнов обогащает классику интересными находками – в первую очередь, осовременивает живописный язык. Работа со всей однозначностью «сообщает», в какую эпоху она написана, что уже – достижение: чувствовать время и его запросы – не всякий профессионал способен. А Смирнов на них отзывается. И по этим «отзывам» заметно, кроме всего прочего, что он – монументалист по образованию. Высказывается веско, даже если ведет речь о мелочи.
В какую сторону будет дальше развиваться этот художник (несмотря на то, что он – уже абсолютно сложившийся)? Что-то подсказывает, что Александр Смирнов станет проще – в плане «населенности» картин глубокомыслием. Потому что та чистота, которую он способен передать, когда пишет небо или воду, – не придуманное глубокомыслие и есть. И оно живописцу прекрасно удается. Чего же боле? Не будет же автор отказываться от такого богатства?..