Новости культуры российских регионов
28 июня 2013
Сибирь

Дневник ее мечты

Актрису ТЮЗа Ольгу Никитину с юбилеем поздравили Ингебора Дапкунайте и Евгений Миронов.

«Артист живет на сцене. Нет работы – нет жизни». Эти слова Ольга Никитина произнесла в конце своего  бенефиса, чуть-чуть изменив реплику Ариши Филиппок – героини, в образе которой предстала перед томским зрителем в вечер своего триумфа. Ее Ариша отслужила в ТЮЗе  31 лет, и была уволена «за профнепригодность». Ольга же служит Томскому театру юного зрителя «всего» полжизни - 26, и, к счастью, режиссеры, в том числе и главные, «видят» ее в своих спектаклях. Да, режиссеров в жизни актрисы было много, и ролей – больше 70. А в остальном Ольга Никитина демонстрирует поразительное однолюбие: один муж, один театр, один город.

Губы – красным, глаза - черным

Ариша Филиппок или Арина Аркадьевна Филимонова стала бенефисной ролью для Ольги Никитиной. Впрочем, не так. Бенефисной ее сделала сама актриса. В пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал…»  главный герой – молодой человек, 24 лет от роду. От его имени и идет рассказ. Ведь пьеса написана в форме его дневника. Арина Аркадьевна возникает как воспоминание Саши Бондарева (Владимир Бутаков). Она – одна из жертв его предательства. Но она же – и  причина его благородного порыва, его творческой пробы как драматурга-режиссера-поэта.

Ариша Филиппок нужна Саше так же, как тень отца - Гамлету. Она побуждает его на поступки. Но Пулинович поставила Арину Аркадьевну даже не в один ряд с другими женскими персонажами – Машей (Дарья Ротенберг) и Майкой (Ольга Райх), двумя девушками, в любви к которым запутался молодой человек.  Она отвела матери Маши, Арише Филиппок, роль второго плана. Актриса Ольга Никитина сыграла свою коллегу так, что в спектакле Арина Аркадьевна оказалась самым ярким персонажем, самым эстетически и художественно законченным образом.

К этой экстравагантной женщине, с неуравновешенным, импульсивным характером испытываешь не то что бы сочувствие (хотя и его тоже; русская литература приучила сострадать маленькому человеку, оскорбленному и униженному), но скорее чувство искреннего восхищения и уважения. Хотя по пьесе Ариша Филиппок – спивающаяся артистка, у которой отнялись самое дорогое – возможность играть на сцене.

Нет, Ольга Никитина не играет припадочную истеричку, как можно заключить из первой характеристики, какую дает своей матери Маша: «Она опять повесилась», «психичка сумасшедшая». С чем можно согласиться в характеристике Арины Аркадьевны, так с тем, что она «по жизни человек очень чувствительный» и «с ней нельзя грубо, ее нельзя заставлять».  Вот такую актрису с тонкой и нежной организацией души и играет Ольга Никитина. 

Политика открытости, которую исповедует новое руководство ТЮЗа – главный режиссер Илья Ротенберг и директор театра Владимир Казаченко, – позволила проследить, как актриса создавала этот образ. Воспользуюсь приемом «дневниковой записи». Дневник – форма исповеди. Пишется как бы для себя, на самом деле – для других. Дневник придает прошлому литературную ценность. Прием предложила  Ярослава Пулинович, его же использовали и организаторы бенефисного вечера: читали воспоминания Ольгиного детства и юности.  Вот только одна запись. «8 мая. Пресс-показ, то есть генеральная репетиция для журналистов. Спектакль шел 1 час 45 минут без антракта. У него два абсолютных достоинства: точное попадание в адресата (у молодых зрителей появился современная история «про них») и бесспорная актерская удача Ольги Никитиной. Ольга и на открытую репетицию, которую нам показали 17 апреля, пришла уже с почти готовой ролью. На пресс-показе Никитина сыграла безупречно. С ее решением роли соглашаешься сразу и во всем. Круг ассоциаций раздвинулся – Чехов, Шекспир, МакДонах».

Как Арина Аркадьевна Филимонова точно знала, что нужно сделать, чтобы добиться эффекта: «Губы – красным, а глаза – черным, как уголь, как ночь…», так и Ольга Никитина не сомневалась, что развитие характера должно идти по линии гротеска, и чем острее, тем правдивее. Скорее всего, такой рисунок роли совместно придумали режиссер и актриса.

Вот Арина Аркадьевна в черной шапочке до бровей, в просторной рубахе в клетку, в бесформенных трениках, с ветками в руках вдруг вклинивается в бег Саши и Маши. А вот она встает к стене, как к балетному станку. И раз – взмах веткой, и два - фраза: «Что, дочь моя? Пришла повидать мать в последний раз? Ожидала застать ее бездыханное тело? Обрадовалась? Уже заказала мне гроб?»  Интонация повелевающая, как у королевы, Титания она или леди Макбет, неважно. Важно, что никакой шаркающей походки, как в пьесе Пулинович. Ничего старческого в этой Арише нет. Она – актриса до последнего вздоха, и этим все сказано. И все «самоубийства» этим объясняются. И мы понимаем, что умерла она не от  водки, а от потери надежды. Саша внезапно исчез из жизни Маши и Арины Аркадьевны, а вместе с ним – и шанс в последний раз выйти на сцену.

Приходите на меня посмотреть

21 июня. Бенефис. В зале много друзей и актеров из других театров. Может быть, поэтому именно на реплики Арины Аркадьевны об актерской жизни и судьбе – самая живая реакция.

Текст роли и особый повод вводят в соблазн сравнений. «Я пятнадцать лет Чиполлино была, и весь мировой репертуар переиграла». Если заменить Чиполлино на поросенка Нуф-Нуфа, то точно про Ольгу. В репертуарном листе Арины Аркадьевны – Катерина из «Грозы» Островского, а у Ольги Васильевны – Нервная Принчипесса (она же одна из ипостасей Анны Карениной) в спектакле Евгения Лавренчука «Анна Каренина. Апология текста». И неизвестно, что труднее: прыгать в Волгу или ходить на пуантах по наклонному, зеркальному полу. За роль Нервной Принчипессы, за опыт абсолютно непривычного существования на сцене Ольга Никитина получила премию «За лучшую женскую роль» на областном фестивале «Маска» в 2011 году.

Предыдущую «Маску» Ольга Никитина получила вместе с тюзовцами за «актерский ансамбль» в спектакле «Калека с острова Инишмаан» в 2007 году. Могла бы и за роль второго плана (она была нормирована) получить. Это было бы справедливо. Роль Эйлин, внешне грубой, а по сути трогательной старухи, удивила всех глубиной, острым, точным рисунком роли и гениальной простой исполнения. Лариса Лелянова предъявила томскому зрителю талантливую острохарактерную актрису.  Истоки сегодняшнего успеха Ариши Филиппок – в опыте, который актриса получила в спектакле «Калека с острова Инишмаан». Назойливая и беспросветно глупая Настасья Федоровна Мерчуткина в еще одном спектакле нынешнего сезона «Руководство для желающих жениться» тоже обязана своим органичным воплощением роли Эйлин.

Конечно, среди 70 ролей были и те, что можно сыграть только на сцене детского театра - отважный Рикки-Тикки-Тави, практичный Нуф-Нуф, мудрая Старая Мышь в «Легенде о священной горе», изящная Элли из Волшебника Изумрудного города», экстравагантная колдунья Крейтервейс из «Карлика Носа». И за этот опыт тюзовского существования на сцене, непростой и даже тяжелый, благодарна судьбе Ольга Никитина. Правда, когда она поступала в Пермский институт культуры, мечтала о других ролях.  Но, как и в жизни Арише Филлипок,  шекспировскую Джульетту сыграла коллега Никитиной по сцене. 

Как она стала…

Бенефис. Гости поздравляют. Коллеги вспоминают. Виновница торжества признается. И тоже вспоминает.

Первая дневниковая запись: «Караул! Жуть! Завтра – премьера. Зритель придет, а Танька так и не хочет целовать Наташку. Если Ленке не удастся спереть тюль из дома, то Наташка останется без платья. Что делать с занавесом? Он, гад, так и не открывается. Премьера под срывом».

- В моем советском детстве каждая вторая девочка хотела быть артисткой. И тут во дворе поставили агитплощадку – деревянную сцену и железную крышу, чтобы кто-то за что-то агитировал, - комментирует Ольга Никитина. –  И мы быстро смекнули, как можно использовать сцену, и быстро организовали дворовый театр. Но была одна загвоздка – мальчики не хотели играть. И на роль Принца в «Золушке» выбрали старшую Таньку. Но она никак не хотела целовать Наташку. Это мои первые шаги на сцене.

Второй шаг в профессию – школьная самодеятельность. Мальчики 9 «б» 2-й школы  организовали отдельно от девочек Театр миниатюр. Но им понадобилась актриса.

«Отбор был жуткий. Девчонок много, а выбрали меня одну. Ольга Мельникова – артистка!».

Это был потрясающе театральный класс. Все как на подбор – Игорь Плехов ходил в студию пантомимы при Доме ученых к самому Александру Постникову.  Оля Мельникова и Сережа Лобанов занимались в студии Александра Вичканова при ТЮЗе. Остальные, в том числе и будущий муж нынешней бенефициантки, Алексей Никитин, играли в разных сценах на «Самоваре» (клуб интересных встреч во 2-й школе существует до сих пор).

«Апрель 1980 года. Спасибо, тебе судьба! Я на сцене ТЮЗа. Нас, студийцев, ввели в спектакль «Синие кони на красной траве». Пусть это только массовка. Зато рядом – Игорь Скляр, Наташа Акимова, Андрей Краско и другие ленинградцы. Скоро открытие театра. Жутко все волнуемся».

Одноклассники и одношкольники стали первыми и верными поклонниками Ольги Никитиной (Мельниковой). На бенефициантку я смотрела глазами девочки из 1980 года.  И видела, как Ольга опешила от неожиданности и счастья, когда с экрана ее поздравляли Ингебора Дапкунайте, а Евгений Миронов еще и поднял бокал шампанского «за Ольгу Васильевну».  Этот подарок организовал главный режиссер театра Илья Ротенберг.

Прощаясь со зрителем, Ольга прочла стихотворение Гейне: «Спектакль окончен. По домам…» Да, актер живет только на сцене, вне ее –  он живет ожиданием выхода на сцену.