Новости культуры российских регионов
21 июня 2013
Поволжье

Игорь Данюшин: Самара – это скифское...

На смену проекту «Лица» в «СамАрте» приходит «Автограф» - серия вечеров с артистами театра.

На первом зрители встретились с июньским юбиляром - заслуженным артистом России Игорем Данюшиным, которому на прошлой неделе исполнилось 70.

Участникам встречи, собравшимся в театральном кафе, раздали открытки с автографом артиста и списком его ролей в текущем репертуаре — как напоминание о тех карточках с портретами актеров, которые когда-то выпускал театр. Юбиляр разгадывал кроссворд, в котором зашифровали ключевые слова из биографии артиста. ТЭФФ — Театр эстрады физфака университета Ростова-на-Дону, начало актерской карьеры, «МОСТ» - Молодежный сатирический театр в том же вузе, год работы главным режиссером, после которого понял - «не мое», нужно быть артистом. ОРЕЛ — город, в котором Игорь Данюшин участвовал в создании ТЮЗа. ЖУР — роль в спектакле «Испытательный срок», ШИШОК — домовой в одноименной постановке по пьесе Александрова, ГОРЬКИЙ — Данюшин был занят в обеих постановках пьесы «На дне» - и в спектакле Евгения Фридмана (1978, Куйбышевский ТЮЗ, Сатин), и в версии Александра Кузина (2002, «СамАрт», Актер): «Кузин принципиально не хотел брать никого из прежнего состава. И тем не менее я попал. Мы читали пьесу, меняясь ролями, и в какой-то момент мне дали читать за Актера. В перерыве я подошел к Кузину и впервые в жизни сделал творческую заявку (никогда этим не занимался!). Попросил оставить меня на этой роли. Он ответил: «Когда вы два раза прочли: «Мое имя — Сверчков-Заволжский», я вам поверил».

В кроссворде еще оставались Ясон из «Похождений храброго Кикилы», Лейзер из «Поминальной молитвы» и, наконец, — Актер. Самое главное слово. К театру Данюшин пришел на физфаке, через эстраду и КВН. В армии тоже возглавлял самодеятельность, после, недолго порежиссерствовал — и вернулся в артисты. В Куйбышевском ТЮЗе оказался только в 1977-м, вслед за давним ростовским другом - режиссером Евгением Фридманом. До этого были ТЮЗы в Ростове-на-Дону, Красноярске и Орле. «Я стоял у истоков трех театров — ФЭСТа, «Моста» и Орловского ТЮЗа. Я в Самаре почему оказался? Скифское это все - эти пространства, и та же купеческая безалаберность и простота нравов, что в Ростове, и при этом в центре Европы живешь!»

Игорь Михайлович известен и как автор стихов и пьес, несчетного количества «капустных» сценариев и поздравительных эпиграмм. С чувством юмора и меткостью выражений у артиста все в порядке — только успевай записывать. «Дед в законе» - про себя и шестерых внуков, «мечтать о ролях — все равно, что сидеть на кухне и мечтать о детях», «говорить о несыгранном — это как рассказывать о женщинах, на которых я хотел жениться, но не женился». С самокритикой, впрочем, тоже: «Поэзия — это Ахматова, Пастернак, а у меня так, почеркушки. Отчего начинает писать молодой человек? От неразделенной любви. А оно вам надо?!»

Впрочем, стихи — это же только одна из граней таланта разностороннего артиста: «Ко мне подходят на улице и говорят: «Мы вас знаем!» Я говорю, ээ, молодой человек, я в этом городе 35 лет в театре играю, еще б вы меня не знали!»