Новости культуры российских регионов
15 июня 2013
Центр

Главное и прочее

На Платоновском фестивале показали спектакль питерского театра.

Похоже, некогда расхожее мнение о том, что Платонов не сценичен,  на наших глазах становится анахронизмом. Современные театральные коллективы, которые берутся за платоновскую прозу, пытаются  открыть все новые и новые возможности  материала – как раз таки сценические. Иногда – получается…

Спектакль «Платонов. Живя главной жизнью», показанный питерской лабораторией  ОN.ТЕАТР в рамках Платоновского фестиваля – на мой взгляд, не шедевр. Час с лишним, в течение которого идет постановка, как один миг не пролетает: зритель, не подхлестываемый обещаниями сюжета,  «вживается» в эту вещь постепенно и не очень охотно. Но, как выяснилось, с итоговой благодарностью: молодежь из Санкт-Петербурга  разбиралась с жизнью безнадежно  творческого человека – а это, безусловно, тема…

Перекличка или отражение?

Подозреваю, что если бы ушедшие из зала после десяти  минут просмотра не поторопились – спектакль со столь категоричной однозначностью не «приговорили» бы и они.  Развлекаловки он – да, не сулил. Но как крепкая работа вполне может быть квалифицирован.

Два актера, но – не два персонажа: Сергей Яценюк и Мария Зимина по «ходу пьесы» предстают в разных образах, практически не меняясь внешне. Если зритель не знает платоновских произведений, по которым сделан спектакль, – может и не понять, что героиня, бывшая мгновение назад женой автора, уже и не Мария Александровна вовсе, а  несчастная Фро, остро тоскующая по мужу. И так далее.

Подобные «превращения» понадобились постановщику, молодому режиссеру Молодежного театра на Фонтанке и Театра на Васильевском Денису Хусниярову, с тем, чтобы подчеркнуть: сюжеты платоновских рассказов не просто перекликаются с фактами личной жизни писателя. Они, местами, есть их прямое отражение…

Так ли это? Уверена, что нет: слишком примитивный, схематичный подход для такого богатого, сложносочиненного  образования  как Андрей Платонов. То, что, грубо говоря,  и в судьбе человека, и в его творчестве  есть – существует! –  любовь, вовсе не значит, что последняя копия  первой. В том же, что общие точки соприкосновения этих двух сфер всегда найдутся, сомнений нет. Только при чем тут  Платонов? Любой другой писатель?..

Не выстрелило

На первый взгляд,  создатели «Живя главной жизнью» настолько «держатся» первоисточников, что  не привнесли в ткань спектакля никакой отсебятины – на лексическом уровне.  Только платоновские тексты, инсценировку по которым сделала Анастасия Мордвинова. Весьма неплохо, заметим, сделала, грамотно – в плане выстроенности произведения. И пространственно спектакль решен довольно изобретательно: «крупные» планы ловко меняет функционально действующее закулисье – всяческие интимности, передаваемые характерными звуками-вздохами, помещены как раз за сцену. 

Камерность пространства – а в Воронеже спектакль показали на Малой сцене ТЮЗа – сыграла  на руку общей тональности постановки, где  вне зрительских глаз – существенный эмоциональный пласт спектакля. Воздействующий на зал на равных с видеорядом.

Лаконичные костюмы персонажей и такая же  стенография – чего же кроме? Допотопные почтовые ящики в рядок. Бесхитростная одежка на гвоздиках по стенам. Несколько однотипных фонарей по верху сцены, никогда не освещающих ее на ту мощь, которая  дала бы понять: в жизнь заглянуло солнце…

 Вроде бы – лыко  в строку. Правда, общими местами сильно попахивает: раз Платонов – даешь все невзрачное, шершавое, брезентово-посконное!  Опять же –  общеизвестные театральные «правила»: если на стенке висит ружье – оно под занавес обязательно должно выстрелить.  Ан нет: некоторые предметы как  «нарисовались»  на сцене в начале постановки – так благополучно и дожили в первозданном положении до ее конца. Не школьный ведь драмкружок – оснащать спектакль такого рода «сценографией»…

Перечисляю минусы питерского произведения – и понимаю, что главное –  никак не это. Куда серьезнее то, что, по ощущению, создатели спектакля Платонова, мягко говоря, не допрочли. Там, где у автора – нарыв, у них – царапина, внешнее повреждение…

Эксперимент и свобода

Повесть «Эфирный тракт», рассказы «Фро», «Антисексус», «Возвращение» и переписка (которая и дала название спектаклю)  Платонова с женой – в основе спектакля, призванного расставить точки над «и»  в вопросах сосуществования  жизни реальной и творческой. Где гениальный писатель переходит в обычного парня-мужчину и наоборот? И что для него то самое «главное»?

Не думаю, что вопрос корректен: если писатель – настоящий, одно от другого неотделимо. А значит – и то, и другое  главная жизнь и есть. С чем тут разбираться, над чем голову ломать? Закон природы...

Возвращаясь к спектаклю, добавлю:  женские его образы получились точнее, проникновеннее  мужских. Актриса текст не произносит, но – отыгрывает, тогда  как ее партнеру это удается не всегда. Платоновым он явно не болеет.  И оттого  выглядит убедительнее  в динамичных (более ему понятных, надо думать) сценах: когда, к примеру, будучи вернувшимся с войны мужем, с остервенением окунает изменившую жену головой в чан с водой. Исполнителя подобные «острые»  фрагменты увлекают заметно сильнее, чем текст первоисточника – и это, мне кажется, симптоматично для спектакля в целом.  А поскольку, опять же, сюжетная линия отсутствует – зритель и заскучал…

Стоит принять во внимание, что «Живя главной жизнью» – продукт, соответствующий  политике театральной  режиссерской  лаборатории ОN.ТЕАТР, организованной не так давно – в 2009 году.  Руководитель проекта Милена Авимская создала экспериментальную открытую площадку для молодых режиссеров, художников и актеров – в отсутствии главного режиссера. Таким образом,  всякий спектакль ОN.ТЕАТР –  эксперимент и  свободное творчество  конкретного режиссера. То есть, имеет право на существование. Что, собственно, подтвердила реакция воронежской публики на спектакль – очень теплая…