Новости культуры российских регионов
4 июня 2013
Сибирь

Жениться хорошо, да много и досады

Шикарная свадьба. Комедия. Спектакль Кемеровского облдрамтеатра по пьесе Робина Хоудена.

Постановка Антона Безъязыкова (Петербург). Художник-постановщик Анастасия Гончарова (Петербург). Хореография Инги Пузыревой. В спектакле заняты Дарья Мартышина, Олеся Шилова, Евгения Санина, Наталья Юдина, Денис Гильманов, Иван Крылов. Премьера состоялась 30 мая 2013 г.

Ежегодно Кемеровская драма старается поставить одну-две кассовых комедии, нередко приурочивая их премьеры к закрытию сезона. Но кассовые комедии тоже бывают качественные и не очень. Действительно удачных попаданий припомнить можно немного. «Люкс № 13» Рея Куни почти десятилетней давности (постановка Евгения Зайда); «Боинг-боинг» Марка Камолетти четыре года назад (постановка Дмитрия Петруня); с некоторыми оговорками – «Тестостерон» Ежи Сарамоновича прошлой весною (постановка Евгения Ланцова). Нынешняя премьера к ним тоже относится.     

Пьеса напоминает сразу две из упомянутых: «Люкс № 13» (действие также происходит в номере отеля) и «Тестостерон» (речь также идет о расстроенной свадьбе). Впрочем, английский генезис дает о себе знать в гораздо большей степени. Помнится, хит Рея Куни именовали «французской пьесой, написанной англичанином». На самом деле это была нормальная комедия положений, какие всегда любили британцы, от Шекспира до Сомерсета Моэма и от Свифта до Грэма Грина. По крайней мере, юмор там был вполне английский: он высекался не остроумными репликами, а головокружительно нелепыми ситуациями.

Ровно так же все происходит у Хоудона. Пьеса его была написана лет тридцать назад. Автор – не только драматург, но и актер, получивший известность в английских телесериалах, а на театре переигравший множество ролей. Он знает изнутри не только законы драматургии, но и потребности актеров и умеет выделить каждому если не эффектный монолог, то сочную бенефисную сцену.

В день собственной свадьбы герой просыпается после бурного мальчишника в постели с незнакомкой. Вот-вот должна явиться невеста (номер для новобрачных снят специально для удовлетворения понтов). Герой уговаривает своего приятеля и шафера помочь ему выпутаться из ситуации. Приятель уговаривает горничную сыграть номер с переодеванием. Незнакомка, оказавшаяся подружкой приятеля, которой он собирался сделать предложение, также дает себя уговорить. Тут на сцену является маменька невесты, но она, похоже, всю жизнь обманываться рада, особенно приложившись к бутылочке. Эта веревочка не может виться бесконечно, но, окончившись, она тут же закручивается в другую сторону: женихи и невесты попросту меняются местами. Сумма недоразумений от этого не меняется, но бухгалтерский баланс сохранен, пусть и не без сложной эквилибристики.

Актерские работы хороши, хотя решены по-разному. В большинстве ролей убедителен прежде всего внешний рисунок. Жениху Биллу (Денис Гильманов) приходится беспрестанно лгать, и на его лице замечательно изображается сложная работа мысли. Шафер Том (Иван Крылов), пытаясь заслонить друга, изображает то Дон-Кихота, то ветряную мельницу. Невеста Рэчел (Дарья Мартышина) напоминает новогоднюю елку (впрочем, у англичан елка, конечно, рождественская). Горничной Джули (Евгения Санина), чтобы раскрыть свой строптивый характер и авантюрные наклонности, хватает нескольких пластических поз. Наталья Юдина (мать невесты) и Олеся Шилова (подружка шафера) ведут свои роли иначе, с большим разнообразием выразительных средств, хотя в случае Юдиной нужно подчеркнуть и мастерство жеста: хохот зала она может вызвать буквально двумя движениями.

Мораль про перемену слагаемых и тщету рокировочек кажется избитой, но в последние годы в России нас усердно приучали именно к этому. То-то давняя комедия Хоудена вдруг оказалась у нас такой востребованной.