С оркестром Нижегородской филармонии играл Денис Мацуев. Для выступления в нашем городе музыкант выбрал популярнейшие Второй концерт С.Рахманинова и Рапсодию в стиле блюз Дж. Гершвина, которые он недавно записал совместно с легендарным Нью-Йорским филармоническим оркестром и его главным дирижером Аланом Гилбертом. Кстати, нижегородцы могли приобрести этот замечательный диск для домашней фонотеки – альбом продавался в фойе филармонии. Хотя с живым выступлением даже самая прекрасная запись тягаться, конечно, не в состоянии.
В этот вечер Мацуев явно был в настроении, и публика имела редкое удовольствие наблюдать его в двух совершенно разных ипостасях, лишний раз убедившись, что большой музыкант – это всегда еще и большой артист. Сам пианист не раз сетовал, что многие из молодых коллег в погоне за утонченным романтизмом утеряли в своем исполнительстве мужское начало. Но Мацуев подобных проблем явно не испытывает. Трудно сказать, чего в его Рахманинове больше – пронзительной, берущей за душу лиричности или мощной, размашистой импрессионистической широты. Одно очевидно: перед нами ярчайший представитель русской пианистической школы, да простят меня иностранные музыканты, но они так Рахманинова играть не умеют!
Иное дело Гершвин. Тут даже моя соседка по креслу оживилась, мол, посмотрим, хватит ли Мацуеву брутальности. Судя по тому, как во время исполнения она, не отрываясь, смотрела на сцену, надежды оправдались сверх всяких ожиданий. И то сказать, мало кто способен похвастаться фантастическим триединством виртуозность-динамичность-непринужденная легкость, которое демонстрировал в Рапсодии именитый гастролер. После того, как на бис была исполнена джазовая импровизация, соседка и вовсе выдохнула: «Джазовым пианистам Мацуева лучше не слушать – обзавидуются». Не знаю насчет джазменов, но этот раскованный и азартный полет напоследок зрителей действительно впечатлил. Аплодировали дружно, громко и долго, с благодарными выкриками «Браво!»
Надо сказать, оркестр под управлением Александра Скульского тоже не подкачал. Но если в родном Рахманинове и «Классической» симфонии С.Прокофьева его кантиленное звучание воспринималось как должное, то в американской Рапсодии приятно удивили духовые – были моменты, когда казалось, что вот это-то уж точно играет какой-нибудь «импортный» коллектив! Недаром Денис Мацуев после репетиции рассыпался в похвалах главному маэстро и его подопечным: люблю и не устану в этом признаваться, универсальный оркестр, мастерство которого растет, как на дрожжах.
Словом, закрытие сезона получилось поистине феерическим. А для тех, кто жаждет продолжения, с 5 июня стартуют традиционные общедоступные концерты – как обычно, три раза в неделю по средам, пятницам и воскресеньям.