Новости культуры российских регионов
28 мая 2013
Центр

Свободный художник

Галерея «ХЛАМ» возвращает зрителю легендарного Виталия Кулешова.

О нем говорили с такой теплотой и любовью, что трагизмом ситуации не пахло, хотя могло бы: художник Виталий Кулешов  имел потенциал  гораздо больший, чем смог реализовать за пятьдесят шесть прожитых лет. Он ушел из жизни в 2011-м, оставив  о себе кучу  веселых воспоминаний и талантливое творческое наследие, разошедшееся большей частью по коллекционерам: официоз Кулешовым не прельстился...

Галерея «ХЛАМ» собрала  «по сусекам» все, что было реально – по моему, не более двух десятков работ –  и открыла персональную выставку Виталия Кулешова. В сопроводиловке к ней сказано, что художник  «работал над жанровыми композициями, а также в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта. Его пейзажам присуща высветленность цветовой палитры, создающей эффект рассеянного освещения, сглаживающего очертания предметов…»

Политике – не противоречит

Явление первое: публика, собравшаяся на открытие выставки. Когда в нее самым органичным образом влились художники традиционные, никакого отношения к современному искусству не имеющие (что для «ХЛАМа» – едва ли не нонсенс), вспомнилась непреложная  истина: все настоящее, талантливое, честное – вне всяческих «-измов», схем, направлений. Потому как, напомнил живописей Евгений Щеглов слова Юрия Олеши, хороши все жанры, кроме скучного. А скука и Кулешов – заклятые антиподы.

Копии автопортретов  Сезанна и Модильяни, увлечение Пикассо, Борисовом-Мусатовым и, скажем так, художественной анатомией; в небольшой экспозиции отразились  если не все, то многие  пристрастия автора.

– Но если бы я, определяя лицо художника  Кулешова, вычленял  из его творчества самое значительное – это были бы все-таки пейзажи, – говорит директор галереи Алексей Горбунов. – А вообще приятно побаловать себя и наших друзей хорошей живописью – это не противоречит репертуарной  политике галереи. 

Союз художников  Виталия Кулешова в упор не видел, что никак не сказывалось на количестве  его поклонников: их хватало всегда. Судя по многочисленным рассказам  друзей и знакомых, легендарная личность  была, хотя и существовала в местной художественной среде  на птичьих правах…

Совратил Бильжо

– Он жил в эпоху застоя, но его внешний вид и сама жизнь были настолько романтичны, что составляли контраст тогдашнему образу жизни страны, – свидетельствует художественный руководитель «ХЛАМа» Сергей Горшков.– Виталик любил петь, играть на гитаре и фортепиано. Вдохновенно читал девушкам стихи Бодлера, Аполлинера, Элюара. Пил алжирское, а иногда и самодельное  красное вино. Собирал книги по искусству. В компании с авантюрным  Кулешовым всегда было весело и интересно. В его мастерской кто только не перебывал: директор музея, милиционер, торговка пирожками, мясник с рынка… И все говорят об искусстве, поют песни и слушают Виталика!  О его похождениях существует множество мифов, легенд и анекдотов. Московский художник Андрей Бильжо, когда мы ему рассказали о Виталии Николаевиче, не поверил, что такой человек существует на самом деле. И  специально приезжал в Воронеж, чтобы на него посмотреть. А познакомившись с Кулешовым,  тут же стал участником его  авантюрных затей…

Все, как один, выступавшие подчеркивали: Виталий Кулешов был абсолютно свободным человеком, не мог терпеть ограничений свободы. Свободный художник – это про него. 

– Все мы отмечали и  великодушие Кулешова: он, художник большого таланта, очень  ценил таланты других и искренне ими восхищаться, – продолжал Горшков. –  А еще Виталий имел счастливый  дар удивляться, словно ребёнок, когда совершал какие-либо открытия. А совершал он их до конца жизни. И этой жизнью как бы говорил ближнему: «Что  ты такой  мрачный? Налей в бокал вина, посмотри, как сияет донская волна, как прекрасна девушка, сидящая рядом! Ты – художник, ты – счастливец! Что же тебе ещё надо?..» В 80-е годы на областных выставках его работы сверкали изумрудами на фоне тогдашней живописи, где преобладали традиции «лихачёвского» грязно-серого колорита. Когда другие просто восторгались импрессионистами, Кулешов учился у Сезанна, Ван Донгена и Пикассо. Скажем же спасибо художнику Виталию Кулешову за то, что ярким лучом осветил он воронежскую артсцену.

Какой уж тут трагизм?! Когда не только деятельность, но жизнь мастера – сплошное, безоглядное творчество?..