Новости культуры российских регионов
24 мая 2013
Поволжье

Показ фильма «Орда» вызвал споры и обиды

Фильм Андрея Прошкина, вышедший на экраны в прошлом году, стал предметом гордости для Самары.

В создании кинокартины приняли участие два человека, непосредственно связанные с областной столицей. Впрочем, гордость за них разделяют не все.

Вышедший на экраны в сентябре 2012 года, фильм успел завоевать множество наград на кинофестивалях. Среди обладателей престижных премий есть и самарцы. Художник картины, самарец Сергей Февралев был удостоен «Ники» и «Золотого орла» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика», а экс-самарская актриса Роза Хайруллина получила «Нику» и серебряного «Святого Георгия» на Московском международном кинофестивале за лучшую женскую роль.

В апреле этого года при поддержке областного Минкульта был запущен проект Губернская премьера фильма «Орда», ставящий своей целью популяризацию и продвижение российского кинематографа. Подведомственное Минкульту Агентство социокультурных технологий организовало в апреле бесплатные показы фильма в Новокуйбышевске и Безенчуке. В мае «Орду» показали в Шигонах и селе Красноармейское, а в сентябре пройдут показы в Кошках и Утевке. Демонстрировалась лента и в Самаре, в кинотеатре «Художественный».

На днях руководители некоторых татарских общественных объединений Самарской области выразили свое возмущение бесплатными показами фильма. По мнению представителей татарской диаспоры, представленные в кинокартине Андрея Прошкина факты исторически недостоверны, а фильм по жанру является, скорее, фантастикой. Отдельные представители татарской общественности области считают, что «Орда» показывает татарский этнос «в резко негативном свете», «разжигает межнациональную рознь» и может отрицательно повлиять на межэтнические отношения в стране.

В связи с этим возникает два вопроса: следует ли считать фильм историческим или это художественное произведение, не претендующее на историческую достоверность, и можно ли ассоциировать татар Самарской области с жителями Золотой Орды? Самарские историки считают, что прямой связи между нынешним татарским населением региона и золотоордынцами нет. «Если кратко, по словам Льва Николаевича Гумилева, татары — это объединяющее название народов Евразии. Как раньше говорили про Советский Союз, мы были советскими, - считает кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории СамГУ Риза Багаутдинов. -  Те, кто жил на территории Ордынского государства, назывались татарами. Об этимологии этого слова написано несколько книг, например, «Кто мы, булгары или татары?» Альфреда Халикова или «Татары: этнос и этноним» Абрара Каримуллина. Что касается татар Татарстана и Самарской области — они не монголы, это прямые потомки волжских булгар».

 «Среди татарских историков существует разноголосица, они делятся на булгаристов и ордынцев, - рассказала АКИ доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории мировой культуры ПГСГА Екатерина Ягафова. -  Есть еще третья точка зрения, ее в свое время защищал башкирский (скорее, поволжский) исследователь Раиль Гумерович Кузеев, крупнейший ученый, возглавлявший в свое время центр этнологических исследований в Уфе. По его версии, политическая история и культурная, этническая история народа не может придерживаться только одной какой-то версии, она более сложна, включает в себя разные пласты и компоненты. Поэтому я не сторонник ни булгаристов, ни ордынцев, нужно учитывать все. Это же напластования, этапы развития народа, и ни один из них не является основным, преобладающим. И, конечно, не нужно ни в коем случае ассоциировать собственно Орду с татарами. Это тоже неправильно, потому что история татар развивалась и после Орды, происходили сложные процессы ассимиляции, отатаривания различных групп населения — финноязычного, чувашского. Это многогранный и очень сложный процесс».

«Орда» Андрея Прошкина - творческое произведение, - считает историк, - и вряд ли у авторов стояла идеологическая цель очернить или обелить татар. Что касается проблемы дискредитации, я хочу сказать, что любой народ может выдержать какой угодно пресс псевдоисторичности, если у него есть доступ к реальным историческим фактам. Если оперировать только творческими фантазиями художников и на этом строить исторические версии, на что тогда наука история?»

Основная же мысль, которую высказывают и историки, и создатели фильма, и кинокритики, заключается в том, что фильм «Орда» является не историческим документом, а в первую очередь художественным произведением, достойным примером качественного отечественного кино, которым можно и нужно гордиться.