Новости культуры российских регионов
21 мая 2013
Сибирь

Сцены семейного счастья

«Саня, Ваня, с ними Римас» - так называется спектакль по пьесе Владимира Гуркина, который поставил на сцене Кемеровской драмы режиссер Евгений Ланцов.

В этом факте сошлись сразу три праздничных события: премьера, спектакль к Дню Победы и бенефис Александра Измайлова.

Гуркин – фигура культовая. Автор знаменитой пьесы «Любовь и голуби», сюжет которой взят из реальной жизни, он и «Саню, Ваню…» писал со своих земляков: простых селян из уральской деревни. Не случайно у этой пьесы даже есть подзаголовок: «Моим дедам Ивану Краснощекову и Петру Рудакову посвящается». Кстати, персонажи носят тут  имена подлинные. А история, рассказанная в «Сане, Ване…» - это приквел истории, рассказанной в «Любовь и голуби», то есть то, что случилось с персонажами ранее.

Лично я люблю Гуркина за его обаятельный юмор, умение точно передавать прелесть народной речи. Поскольку сама с Урала, то знакомые топонимы вроде реки Чусовой или станции Дивья звучат для меня особой песней. Для Александра Измайлова – Владимир Гуркин, окончивший то же Иркутское театральное училище и служивший в том же театре, что и он сам – старший коллега и мэтр, с которым Измайлов не раз встречался. Для режиссера Евгения Ланцова – драматург, сумевший в краткой пьесе рассказать обо всех трагедиях и комедиях, сформировавших облик России ХХ века.

Не случайно спектакль начинается стихами Александра Кушнера, звучащими из-за сцены: «Времена не выбирают: в них живут и умирают…». А на сцене – деревянные мостки, да забор из нетесаного горбыля, да посеревшие бревна избы, да телеграфный столб на заднем плане. Он торчит там, словно крест, и в иные моменты эта бытовая деталь пейзажа вдруг оборачивается  напоминанием о том, что каждому из нас приходится нести «по своим силам»…

Скупая декорация (сценография Евгения Ланцова) на самом деле вполне уместна. Ведь история, которую нам здесь рассказывают, столь же обыденна, как выцветшие старые фотографии из семейного альбома. В первом действии она воссоздает обычный быт деревенской семьи: с ее нехитрыми радостями вроде бани или родственного застолья, с песнями под гармошку, с беременностями и родами, о которых говорят так же привычно, как о покосе, дойке на ферме, спорах с председателем…

Большая война, которая уже вовсю идет, доносится до этого села пока что слабыми отзвуками: вот опять в соседнем селе мужиков взяли на фронт, что-то с нашими будет? Но ворвавшись в эти пасторальные посиделки, она в один миг переворачивает жизнь большой семьи. Милиционер Римас (этого литовца-переселенца в спектакле замечательно играет Тимофей Шилов) предупреждает свояков Ивана и Петра, что ими заинтересовались в НКВД, завтра придут с арестом. Чтобы избежать тюрьмы, свояки бегут на фронт. А дальше все, как в жизни. Трагедия войны сплетает судьбы людей в такой роковой клубок, распутать который без драм и слез почти невозможно. Бездетная Саня (Наталья Юдина), честно ждавшая своего Ваню (Александр Измайлов) все долгие годы войны и еще четыре после (ни одного письма, ни весточки о пропавшем!) решается наконец выйти замуж за хорошего человека – того самого Римаса. А в день свадьбы Иван возвращается.

Пожалуй, лучшее, что есть в этом спектакле – актерские работы. Наталья Юдина – бедовая красавица, которая если любит, то всей душой, если презирает, то всем сердцем, а если любовь и ненависть сбиты в такой ком, как здесь, то разбираться в нем пытается искренне, без лукавства. Не щадя ни себя, ни других. Запоминаются и образы, созданные Олесей Шиловой (Женя), Натальей Новиковой (Софья), Натальей Амзинской (Анна). Сестры и племянница, каждая на свой лад, переживает тут свою историю любви и потери. И играет эти истории каждая по-своему, но то, что они – родня и по крови, и по менталитету, видно невооруженным глазом.

Тимофей Шилов в роли Римаса, пожалуй, лучше всех справляется с непростой задачей: быть и своим, и немножко чужаком одновременно. Неназойливый, но очень точный прибалтийский акцент, некая разумная холодноватость, сдержанный юмор делают его персонаж живым и обаятельным.

Но главный герой тут все же Александр Измайлов. Его герой выходит таким кудрявым удалым ухарем, что узнать актера, обыкновенно интеллектуально-сдержанного, невозможно. Дело даже не во внешнем облике. Удаль «первой молодости», смешливой, горячей, готовой на всякие проделки, так и прет из артиста (бенефис, напомним, приурочен к пятидесятилетию актера). А его явление во втором действии, когда он, виноватый и поседевший, все пытается возбудить в самом себе прежнего Ивана, а это не получается, да и не может получиться, наполняет образ драматизмом и глубиной.

Недоуменные вопросы, правда, вызывает режиссерская работа с метафорами и символами. Здесь Евгений Ланцов явно что-то недодумал. Слишком банально, как в школьной инсценировке, выглядит изображение «далекой войны» (грохот снарядов за сценой, клики «За Родину! За Сталина!», оборванная фраза из «Синего платочка»). Столь же картонными делаются персонажи, когда поют песню про казака (она лейтмотивом проходит через весь спектакль). Но современная, попсовая аранжировка ее лишает этот акт общего пения душевной искренности, столь необходимой в такой бытовой стилистике.

На бенефисном капустнике после спектакля Александр Измайлов вспоминал своих дедов и братьев бабушки, погибших на фронте или вернувшихся инвалидами. Рассказывал о своей семье (отец, актер ТЮЗа, умер, когда сыну было всего полтора месяца). А также охотно предъявил залу двух своих дочерей от предыдущих браков. Этот постскриптум тепло и естественно завершил представление.

Бурными аплодисментами зрители встретили новость: Александр Измайлов удостоен звания «Лауреат премии Кузбасса», к которой прилагается 50 тысяч рублей. Кстати, его жена Наталья Юдина победила нынче в городском конкурсе и стала «Кемеровчанкой года». Если учесть, что в этом году исполняется ровно десять лет, как супруги Измайловы живут в Кемерово, итогами этого юбилея можно только восхиться.