Новости культуры российских регионов
16 мая 2013
Северо-Запад

Александр Мустонен: «Хочу делать в театре то, что мне нравится»

Обладатель «Золотой маски» за спектакль Музыкального театра Карелии «Золушка» художник по свету Александр Мустонен постоянно живет в Финляндии, где занимается архитектурным дизайном.
Александр Мустонен

Когда в Москве проходила церемония награждения лауреатов главной театральной премии России, он работал над новым балетным спектаклем в Словакии. Александр Мустонен приехал в Петрозаводск, город своего детства и юности, на несколько дней, чтобы получить награду из рук директора Музыкального театра, и вернулся в Финляндию.

– Балет «Золушка» Музыкального театра имел семь номинаций на «Золотую маску», а получил одну награду – в номинации «художник по свету». Это удача или неудача?

– Для меня успех на «Золотой маске» достигнут тогда, когда спектакль номинирован. А раздача премий подразумевает субъективную оценку. Не все это понимают. А мне не совсем понятна сама фестивальная система в контексте «Золотой маски», так как «Золотую маску» я не рассматриваю как соревнование театров, потому что там участвуют совершенно разные постановки и разные исполнители. «Золотая маска» – это скорее конкурс театрального мастерства. Она определяет вектор развития российского театра в ближайшее время. И то, что Музыкальный театр Карелии с балетом «Золушка» попал уже в который раз в компанию ведущих театров России, – несомненная удача.

– Как изменилась ваша жизнь после получения премии? Наверное, посыпались предложения?

– После «Золотой маски» были звонки, сообщения, предложения поработать. Пока я не отношусь к этому серьезно. Хочу делать в театре то, что мне нравится, а не зарабатывать. Мне хотелось бы выбирать, доход приносит архитектурный дизайн. У меня есть небольшая строительная фирма.

– Как вы выбрали профессию художника по свету?

- В театр я попал случайно. В 1982 году решил подработать в Финском театре в Петрозаводске. Там оказалась только одна вакансия – осветитель. В  20 лет я еще мало что умел, но сразу пришлось выпускать детский спектакль. Паули Ринне, тогда главный режиссер Финского театра, на протяжении всего спектакля сидел рядом со мной и помогал. Мне стало интересно. Особую роль в моей судьбе сыграл петербургский режиссер Андрей Андреев. В Финском театре в восьмидесятые годы он поставил «Кабаре»,  а в Русском драматическом – «Мастера и Маргариту». Андреев дал размах моей фантазии, возможность разгуляться. После этого я стал относиться к своей работе вдумчиво и профессионально, много читал, учился.

В работе художника по свету должно быть пространственное мышление. Это как оператор в кино: иногда надо укрупнить лицо артиста, а иногда – сделать фигурку на сцене совсем маленькой. Достигается все разными способами. Мне часто помогает моя жена, она очень хорошо рисует. А я рисовать на листе бумаги не умею. Но знаю, как работать с пространством.

– Как вы познакомились с Кириллом Симоновым и Эмилем Капелюшем?

– Режиссер Андрей Андреев пригласил меня работать в питерский ТЮЗ художником по свету. Главным художником у него был Капелюш. Наш первый совместный спектакль – «Ундина» Жироду. Мне очень понравилось работать вместе, никаких творческих разногласий не возникало. Капелюш – абсолютно мой художник. Он очень рассудительный и скрупулезный человек. Мы подружились, и я благодарен, что он помог мне выбрать правильные направления в жизни. Над «Ромео и Джульеттой» в Музыкальном театре Карелии я согласился работать тоже благодаря Эмилю. Он познакомил меня с Кириллом Симоновым. Очень интересно и комфортно работать с Эмилем и Кириллом. Они никогда не дают конкретных заданий, а принимают уже готовую работу. Я стараюсь воплощать их Идею. Симонов удивил меня тем, что молодой, но  хозяин, хороший организатор, умеет убеждать.

Я дал согласие работать над «Ромео и Джульеттой», но выражение «балет в Петрозаводске» очень напрягало – он меня совсем не привлекал. Думал, приеду, посмотрю и найду вежливый предлог для отказа. Но первый же прогон «Ромео и Джульетты» меня взволновал. Я решил, что это может получить интересное развитие.   На мой взгляд, балеты Кирилла Симонова вывели театр на совершенно новый уровень,  что позволяет нам общаться  с коллегами в Москве на равных.

–  Где и с кем вы сейчас работаете?

– Ближайший спектакль – в Московском ТЮЗе у Камы Гинкаса и Генриетты Яновской, премьера уже скоро. До прогона спектакля я стараюсь, если возможно, не читать пьесу и не слушать музыку, чтобы увидеть его глазами режиссера.

В последние годы я очень увлекся балетом. Драматический театр стал меньше привлекать. Нравится, как артисты в пластике выражают то, что, казалось бы, можно выразить только словами. Смотришь на танцовщиков на репетициях и думаешь: наверное, только шахтеры так вкалывают с утра до вечера, как балетные.

– Есть мнение, что Петрозаводску, городу сравнительно небольшому, Музыкальный театр не нужен – слишком большие расходы. Вы с этим согласны?

– В Европе норма – иметь театр в городе с населением в несколько тысяч человек.  Известный дирижер Теодор Курентзис, лауреат нескольких «Золотых масок», сказал как-то, перефразируя Петра I: «Российский театр прирастать будет провинцией». Я готов подписаться под каждым его словом. Надо лелеять то, что в провинции сейчас развивается. Считаю, раз Музыкальный театр Карелии так сильно заявляет о себе уже не один год, его надо поддерживать, например, системой грантов, чтобы здесь могли работать классные музыканты и танцовщики.