Третий спектакль Елены Евстроповой, более известной кемеровчанам как Елена Качалина, подтвердил мнение о ней как о режиссере, тяготеющем к стихии абсурда – вернее, умеющем подсмотреть толику его в любых персонажах и положениях. Материал при этом может быть любым: от классического Хармса до современной сказки, авантюрной или задумчивой.
Тоон Телеген как раз и пишет поэтические сказки. В России его именуют «голландским Хармсом», но по сюжетным ходам его сказки скорее отсылают к поэтике нонсенса в духе Льюиса Кэрролла и Эдварда Лира. А по настроению напоминают нашего «Ежика в тумане», знаменитый мультфильм Юрия Норштейна по сказке Сергея Козлова.
Вот отрывок из одной сказки Телегена:
«Одна старушка сказала как-то вдруг (раньше им не приходилось обсуждать такие вещи):
— Когда я буду лежать при смерти, пусть у моей постели поет небольшой хор, а съесть бы я хотела пудинг с итальянской колбаской. И еще, если можно, хорошо бы гудение шмеля за окном. Трудно будет, конечно, все это устроить. Но уж больно мне хочется. Ладно, там видно будет.
Вторая старушка начала приготовления. Вместе с двумя стариками, жившими этажом выше, она организовала маленький хор. Она набила морозилку пудингом с колбасками. Еще она ловила шмелей и рассовывала их по банкам с медом и листиками салата. Это было самое трудное. Шмели очень скоро умирали.
«Как сохранить шмеля живым? — думала она. — Или, если понадобится живой шмель, где его взять? Как же мне все это обустроить?»
Через пару месяцев первая старушка внезапно упала без сил.
— Скорей! Скорей! — закричала она.
Вторая старушка схватила ее за лодыжки и потащила в спальню. С большим трудом втянула она ее на кровать».
Сходство с Хармсом здесь лежит на поверхности: «Вываливающиеся старухи». К Козлову и Норштейну отсылает нестерпимо грустный финал этой истории, который мы опустим. А отношение героев к смерти как к проблеме, которую можно решить инструментальным путем, отсылает скорее всего к Кэрроллу. Кроме того, важна и несоразмерность персонажей: Слон у Телегена может упасть с неба, пробить домик Улитки и затем преспокойно завтракать у нее в гостях. Это тоже английские штучки, подсмотренные Кэрроллом у Свифта. В спектакле они подчеркиваются с помощью двух наборов кукол разных размеров.
Предприимчивый Слон в спектакле тоже лазает по деревьям – и не беда, что каждая его эскапада кончается громким падением. Заботливая Белка большей частью ведет себя как собака – все понимает, только сказать не может. Зануда Муравей изображает датского принца – бесконечно рефлексирует, так что действовать ему некогда; а впрочем, он всегда не прочь подкрепиться за чужой счет. Имеется тут и Ежик, но о нем речь впереди.
Из коротеньких притч Телегена авторы спектакля сплели вполне связное действо, где куклы и люди действуют наравне. Куклы вполне традиционные, но достаточно выразительные. Актеры играют с видимым наслаждением. Немалую роль играет и музыка – выпуклая, но ненавязчивая, задающая ритм исподволь.
Здесь трудно проследить единый сюжет, зато в беспрестанных приключениях и метаморфозах отлично выявляется психология героев. Особенное значение приобретает умение в нужный момент уйти со сцены. Белка, как пресловутый англичанин, исчезает не прощаясь. Муравей, как еврей из анекдота, прощается и не уходит. Слон вдруг погружается в чисто муравьиное философствование, которое ведет к закономерно абсурдному выводу: «Неизвестно кто уходит неизвестно куда».
Зато на долю Ежика выпадает апофеоз, когда он превращается чуть ли не в Прометея. Здесь выявляется уже не психологическая, а мифологическая природа – еж ведь солнечное животное, колючки его напоминают лучи. В одной удмуртской сказке люди и звери собираются на совет, как бы им добыть огонь. Приглашают и ежика, который точно знает секрет; но он боится, что над ним будут смеяться, когда он начнет перелазать через порог. Так оно и случилось – насилу его догнали, и он сообщил, что всего-то нужны кремень, сухой мох и береста. Должно быть, это и был тот самый еж, который знает Одну Большую Вещь – в отличие от лисы, которой известна куча мелких хитростей, и все попусту.
Детям, понятно, до всего этого дела нет – они просто следят за происходящим на сцене, то и дело заливаясь смехом. Но, как видите, здесь есть чем заинтересоваться и взрослым.