Новости культуры российских регионов
14 мая 2013
Центр

Велика птица

В галерее «Нефта» работает выставка живописи Натальи Стриж.

Громадное, экспрессивное, властное, сочное, всеобъемлющее, фантазийное, реальное… Эпитеты, характеризующие творчество воронежской художницы Натальи Стриж, можно длить, но в любом случае ощущения от картин автора они не передадут. Надо видеть – как, собственно, всякое серьезное искусство.

Живопись Натальи Стриж выставлена в эти дни в «Нефте». Работы объединены в экспозицию под сложным названием – «Весенняя агрессия или Танцуй, умножая свет». В этом лексическом изобретении – вся Наталья, человек, наделенный даром не только художника.

Глобальная агрессия

«Ветер качает здания, словно картонные декорации. Манекены в витринах и прохожие на улицах поменялись местами. Затейливый город, странные люди. Сюжет фантазийный, но выглядит правдивым. Ощущения и в жизни, и тут одинаково набекрень, с тем же градусом наклона. Немного жаль портить привычное сумасшествие, но я здесь по делу, нужно выстроить новую реальность.

…Что-то явно не так в этой налаженной жизни. Все есть и все – ложь. Изолированные камеры с повышенным комфортом. Миллионы коконов зависли у экранов. Этакий новый вид коллективной коммуникации – бессловесный. Очень уютно, только вдруг отчего-то надоело дышать… Достало. Устрою весеннюю агрессию!..»

И устроила-таки! Сумасшедшая палитра, отчасти бредовые, плохо формулируемые  сюжеты и повсюду – подчеркнутый, принципиальный  глобализм: заполучите, кому скучно, грустно и жить надоело. Мир вокруг объемен и многообразен. «Я не чувствую себя в маленьком формате. Мне в нем тесно и очень плохо», – признание, как диагноз…

Наталью Стриж называют художником-бунтарем. Говорят о широком диапазоне ее интересов и постоянном поиске новых форм самовыражения,  обуславливающем разнообразие стилей и направлений в работах. Они предлагают зрителю и лирический символизм, и безудержный экспрессионизм, и тонкий психологизм. То, что на первый взгляд кажется хаосом и бессистемностью – система и есть; полотна Стриж объединяет особая подача – будто крупным планом. Эдакая нарочитая кинематографичность, когда объект (который у Натальи – всегда субъект) по максимуму приближен не только к глазам зрителя, но и к его сердцу.

В «Свободном полете»

Потребность  возвести обычный, обиходный предмет до монументализма – явление, интересное само по себе. Но Наталья с ее очевидными литературными способностями, о которых можно судить по приведенной выше цитате, претендует на большее – вольно или невольно, не знаю. «Звание» инженера человеческих душ – явно привлекающая ее регалия. Поверхность любого полотна  художницы – как бы кожа сложного организма, живущего довольно напряженной, при всей внешней статичности, внутренней жизнью. Стриж, словно виртуальный сталкер, ищет свой путь  к «новой» духовности.

«Я глубоко вздохнула, уставилась в потолок, стряхнула остатки ускользающего видения. Что это было? Опять на паровозах всю ночь каталась. Что ж, реальность хороша, но пора обратно в виртуальный мир: служба, знаете ли. Достойно проведя кофейную реанимацию, сажусь, тяжелая, к холсту –  и привет родине.
День, подходящий для путешествия. Я наполнила легкие домашним теплом, как страховкой, и сделала шаг в реку сознания. Слава богу, под ногой обнаружилась твердь. Потоптавшись на месте, я вытянула руку и пискляво хихикнула. Ладонь едва угадывается в тумане. Ничего, это не страшно; в конце концов, я у себя в голове –  она ведь не станет меня убивать…»
Возвращаясь к выставке в «Нефте», Наталья поясняет: коллекция  представленных работ выполнена в жанре лирической фантастики в городской среде.

– Сюжеты и настроение перекликаются с моей первой книгой, которую я хочу представить зрителю и читателю. Она называется «Свободный полет по железной дороге», – сообщает  автор. – Содержит идею возврата к природе и традиционным духовным ценностям. Я, словно виртуальный дауншифтер, отрицаю ту цивилизацию, в которой все мы вынуждены жить.

Гул планеты

На отрицание, как известно, имеет право лишь тот, кто способен предложить миру нечто альтернативное отрицаемому. Как раз наш случай.

– Что бы я ни делала – всегда почему-то это макро-. И при всем том хочется раздвинуть подрамник еще и еще – для того, чтобы все туда влезло, – делится Наталья тонкостями творческой кухни. – Во мне это всегда было: мой фирменный, с молодости размер работ – метр на метр десять.

Вдохновляется Стриж реальностью (в экспозиции, к примеру, много картин на тему свадьбы сына), но преобразует ее в нереальность – красочную и будто танцующую. Ту, которая и есть странноватый мир автора, бурно выплескивающийся на полотна. Или на лист бумаги.

«Раз – и ливень льет как из ведра, смывая окна и грязные фасады. Эх, красота! Мощные ветки врастают в стены, коверкают кладку, рушат рукотворный мир. Да ну ее к лешему, эту цивилизацию! Создам теплый простор, бесконечный песок, гигантские ракушки и паруса на все небо.

И откуда взялось столько цвета? Видно, это солнце какое-то водорастворимое. Оно расплескалось повсюду, превращая лужи в жидкий огонь. Ультрафиолет пляшет по стенам, брызгает на листья, словно игристое вино. Кажется, я снова слышу гул моей планеты и вхожу с ней в резонанс. Отлично, буду сидеть тут и смаковать шум моря, а что еще нужно человеку для счастья?..»