Новости культуры российских регионов
8 мая 2013
Сибирь

Противоядие от зависти

В литературном театре «Слово» при Государственной филармонии Кузбасса состоялась очередная премьера.

Публике была представлена сказка Вениамина Каверина «Много хороших людей и один завистник».

У театра «Слово» свой, особенный зритель. Во-первых – читающий, любящий и знающий литературу. А во-вторых – придирчивый: всегда с ревнивым интересом сравнивающий, как знакомую книгу интерпретирует режиссер Ирина Латынникова. Должна сказать: чаще всего театр это сравнение успешно выдерживает. Латынникова умудряется выбирать для постановок прозу, сегодня непопулярную, с «забытой» полки. Но прочитывает ее так, что побывавшему на ее спектаклях тут же хочется перечитать это забытое заново. Иногда  такое возвращение книг насыщает их дополнительным смыслом.

На этот раз Ирина Латынникова снова удивила зрителя. В репертуар элитарного, литературного театра «для гурманов» она начала активно включать детский, точнее – подростковый репертуар. Знаю, что к постановке готовится Жюль Верн. И вот – каверинская  сказка. Впрочем, из детей на премьере присутствовал всего один мальчик. Зато взрослые с большим интересом следили за приключениями девочки Тани, которая отправилась в таинственную аптеку «Золотые шары» за редкостным лекарством, способным спасти ее умирающего отца. Но завистливый владелец аптеки (как выясняется, детский приятель отца) делает все, чтобы лекарство ей в руки не попало. Почему? Да потому, что с детства завидует таниному папе: тот умел лучше нырять, чем он…

Как всегда в литературных сказках (эта написана в 1960-м, в моде – научная фантастика, всякого рода утопии и антиутопии волнуют умы «физиков» и «лириков»), здесь много таинственных приключений и превращений, но не они занимают авторов спектакля в первую очередь. В центре внимания режиссера – феномен зависти. И взрослая публика вслед за постановщиком и автором детской сказки с напряженным интересом следит за тем, как можно справиться с завистником, какое противоядие есть от этого чувства?

Не часто у спектаклей бывает долгое послевкусие. У этого – есть. Возможно, потому, что авторы его попали в нерв сегодняшнего дня. Наше время наполнено соблазнами. СМИ наперебой воспевают «золотые унитазы» и чудо-яхты олигархов, телесериалы промывают мозги сказками о золушках, в одночасье становящихся принцессами, твой вчерашний сосед по парте вдруг оказывается в иной социальной страте и надменно здоровается с тобой из окна «Мерседеса». Разве все это не почва для зависти? Подумала: видно, Вениамин Каверин, весьма достойно проживший свою писательскую жизнь, сам не раз страдал от зависти. Вспомните, ведь даже в его знаменитой книге «Два капитана» все интриги тоже закручиваются вокруг этой психологической пружины.  А может, это вообще примета ХХ века. «Завистью» называется главная книга Юрия Олеши. Зависть движет и героями Зощенко, и булгаковским Шариковым в его борьбе с профессором Преображенским. Да и сама социалистическая революция была, на свой лад, актом зависти.

Впрочем, в такие обобщения спектакль публику не уводит. Это глубинные слои, их, если будет угодно, могут считывать взрослые, продвинутые зрители. Латынникова же устраивает действие спектакля как напряженный детский детектив. В новом спектакле много страшных моментов. Но много и юмора. Завистник в исполнении Федора Бодянского умеет быть многоплановым. Он становится по-настоящему жуток, когда вспоминает обиды детства, но комически сдувается, когда исполненный злобы, в буквальном смысле «лопается от зависти». Эту физиологическую метаморфозу актеру удалось передать весьма выразительно, точно и смешно.

Очень убедителен в своих психологических движениях Лекарь-аптекарь (Денис Казанцев) – хороший человек, боящийся поставить на кон все благополучие своей жизни. Хорош Петька – молодой артист Александр Акимов с филигранной мерой точности передает неуклюжеватое преодоление трусости и застенчивости своего персонажа. Нина Рогова в роли Тани, которую завистник превращает в Сороку, замечательно играет этот образ в образе. Словом, в репертуаре театра появился спектакль, на который можно и нужно пойти «всей семьей», чтобы потом поговорить с детьми о весьма насущном: умении жить без зависти.

Между прочим, у Каверина аптека называется «Голубые шары». Почему постановщица захотела «сменить цвет», в целом понятно: за полвека он приобрел несвойственные авторскому замыслу обертоны. Но, может быть, стоило подумать о том, чтобы сделать шары красными. У китайцев, например, зависть так и называется: «болезнь красных глаз».