Новости культуры российских регионов
6 мая 2013
Сибирь

Путешествие в кукольное государство

В краеведческом музее работает выставка «Мир кукол».

Внутренние границы между 40 автономиями  в этом царстве-государстве зримо не обозначены. Есть только общее пространство – два выставочных зала Томского областного краеведческого музея. Тем не менее, ареал обитания каждого мастера или группы мастеров легко определяется на глаз. Устроители выставки «Мир кукол» так разместили «население» - 500 кукол, что никому не тесно, и каждый «гражданин» проживает на территории имени своего творца. Управляется это государство ареопагом, в который входят департамент по культуре и туризму, областной Дом искусств,  Томский областной краеведческий  музей им. М.Б.Шатилова, музей Славянской мифологии.

Фестиваль «Мир кукол» в культурном пространстве Томской области возникает уже в четвертый раз, и в четвертый раз его инициаторами выступает Дом искусств. Кукольное государство объединило мастериц не только города, но и семи районов области. Две темы – путешествие и Томск – были заданы мастерицам. И это все, что ограничивало их фантазию, вернее, задавало направление полету. Техника, материалы, сюжеты, композиции, размеры и количество экспонатов – все зависело от мастерства и желания авторов. 

Так, в мастерской под руководством Людмилы Юриной родился проект «Томские окна». В выставочном пространстве они занимают центральное место. Каждое окно - символ дома, незыблемых семейных ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. И это образ камерного мира, где царят любовь и уважение, где ценится труд, а детям рассказывают на ночь сказки. Окна, на которых уютно разместились коты и кошки, попугаи и цветы, дети и старики -  это цикл коротких повестей и рассказов, сочиненных разными авторами о Томске и его жителях.

Тема путешествий наиболее полно нашла свое отражение в композиции войлочных кукол Вероники Пшеничной. Ее коты и мыши, зайцы и кенгуру отправились в «Поход на юг», кто с чемоданом, как «Семья зайцев», кто на «Котобусе», как мышки, кто с котомкой за плечами, а кто и у мамы в сумке. Можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Куклы Марии Кротовой – Алиса, Маленький принц и «Волшебник Изумрудного города» Елены Коноревой  приглашают в страну литературных героев. Мастерская-салон «Зеленая лошадь» представила целую инсталляцию по мотивам «Алисы в стране чудес». Как известно, главная героиня совершает путешествие во времени и пространстве. А улыбка Чеширского кота перекликается с улыбкой джазмена. По уверениям автора этой куклы Натальи Куркиной, своему музыканту она подарила улыбку Брюса Уиллиса.  Е.Пашкина воплотила в своих куклах национальные типажи: ее Тамрико из Тбилиси, Моника из Милана и Анна из Санкт-Петербурга вызывают ассоциации и приятные воспоминания о встречах на разных параллелях и меридианах.  

Путешествуя по кукольному царству-государству, надо обязательно вести путевой дневник, в который можно заносить не только фамилии мастериц, даты и место проведения мастер-классов, но и свои наблюдения и размышления. Например, такую сентенцию: куклы ручной работы - это не детские игрушки, хотя в них можно играть, и не театральные куклы, хотя с ними можно ставить спектакли, это произведения искусства. Это особый вид творчества. Это занятие взрослых женщин, которые к хобби относятся как к работе. В путевой дневник можно заносить изречения участников выставки. «Для куклы нужно созреть»,  - убеждена художница Тамара Гавриленко, бессменный участник фестивалей «Мир кукол». «Каждый фестиваль подтверждает тенденцию: сначала мастерица делает кукол, а потом рождает ребенка», - замечает Ольга Радионова, одна из организаторов выставки. Последняя запись в таком дневнике содержит важную информацию: «Мир кукол» - это не только фестиваль, это еще и конкурс. Его итоги будут подведены в последний день работы выставки 20 мая. В девяти номинациях жюри выберет лучшие работы и лучших мастеров.