Новости культуры российских регионов
24 апреля 2013
Поволжье

Андрей Коробейников: «Бетховен как живой»

В филармонии завершился авторский цикл концертов Андрея Коробейникова.

В этом сезоне цикл из пять концертов была посвящена исполинской личности Людвига ван Бетховена.

Музыка чередовалась со словом: Коробейников зачитывал подходящие по случаю фрагменты из записей композитора. «Моя задача в этом цикле - не только играть, но дать представление о Бетховене как о живом человеке, фантастической личности. И то, что он формулировал вербально, важно не менее, чем ноты», - признался пианист накануне последнего концерта.

- Вы перемежаете музыку словом, будто одной лишь музыки недостаточно.

- Жанр классического концерта,  разумеется, очень хорош. Но существует некоторая «клубность» в среде любителей классической музыки, и те, кто находится на грани вступления в этот, достаточно элитарный клуб, страдают из-за определенной недемократичности ситуации, натыкаются на психологический барьер «Мы сейчас ничего не поймем», и эту грань я желаю разбить.

Я выступаю в подобном жанре не так часто, потому что очень трудно сначала говорить, а потом играть, перестраиваясь из одного амплуа в другое. Но есть немало людей, которые после текста слушают музыку совершенно иначе. Я сам не ожидал, что после прочтения некоторых трагических писем так услышу Седьмую скрипичную сонату! Слово позволяет открыть дополнительный уровень понимания, и слушатели многократно подтверждали это мнение.

Так, по окончании предыдущего моего концерта в Нижегородской филармонии, где я в связи с вокальной лирикой цитировал известное специалистам «загадочное» письмо Бетховена, адресованное бессмертной возлюбленной, за кулисы пришел один из слушателей – кстати, впервые в жизни посетивший филармонический концерт - и, потрясенный, просил отдать ему это письмо, и я отдал ксерокопию. И было видно, что он очень заинтересовался Бетховеном.

- Сделать доступным можно любого композитора?

- Я объяснял и Шенберга, и Лютославского, весьма непростых для понимания даже профессионалами. Всегда можно расставить точки отсчета, от которых будет вести работу воображение не самого подготовленного слушателя. Да и знатокам эти слова тоже будут полезны.