Новости культуры российских регионов
9 апреля 2013
Сибирь

Прекрасная «Турандот» требует продолжения

На сцене государственной филамонии Кузбасса прозвучала опера Джованни Пуччини «Турандот».

Можно без сомнений утверждать: это – главнейшее событие в сфере искусств, которым ознаменовалась культурная жизнь нашего региона.

Во-первых, осуществленная мечта маэстро Тао Линь, опера «Турандот», – поистине грандиозное произведение. Художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Кузбасса на пресс-конференции признался, что мечтал исполнить ее с самого начала затеянного несколько лет назад проекта «Опера в концертном исполнении». Боялся рискнуть: уж слишком она трудна, многопланова, сложна по структуре. Не случайно в России «Турандот» идет на сценах лишь двух театров – Большого и Мариинского. Считается, что Пуччини своей «Турандот» «закрыл тему» классической оперы: написанная в 1924 году, на пике интереса ко всему китайскому (у этого направления в искусстве есть даже специальный термин – шинуазри), она вбирает в себя и богатый мелодизм ХIХ века, и диссонансы века ХХ, и национальный колорит, и предчувствие эры глобализма.

Во-вторых, в опере задействована масса народу. Здесь целые пласты гигантских хоровых партий, в оркестре звучат экзотические инструменты, музыка то и дело сбивается с китайской пентатоники на западные интонации и обратно, а что касается солистов, то их подбор требует и вовсе нереального для провинции уровня. Достаточно сказать, что в «Турандот» сразу четыре большие теноровые партии: ну-ка, найдите-ка столько теноров на одной сцене!

Здесь вообще всего много: много смыслов и символов, виньеток сюжета, музыкального разнообразия, действующих лиц: в иных сценах одновременно выступали свыше 130 артистов. Тем отраднее сознавать, что этот амбициозный проект нашей филармонии удалось осуществить с таким блеском.

Оркестр звучал безупречно. Даже не верится, что сложнейшую партитуру оперы коллектив сумел осилить практически за месяц. А если прибавить, что репетиции с приглашенными солистами и вовсе шли не дольше недели, то высоким мастерством музыкантов, вышколенных маэстро Тао, можно только восхититься.

Великолепно звучал хор (художественный руководитель Ольга Шабалина). Камерный хор Кузбасса – признанный лидер наших творческих коллективов, но здесь, по-моему, он превзошел сам себя. В «Турандот», где жестокая принцесса загадывает женихам загадки, где много кровавых казней, дворцовых интриг, а следовательно – пересудов и обсуждений, роль толпы, народа, массовки чрезвычайно высока. Хор справился со своей задачей виртуозно. Предощущение ужаса, изумление, восторг, печаль – кажется, нет ни одной человеческой эмоции, которую хору не удалось бы передать так точно и искренне, что слов не требовалось. И хотя опера исполнялась на языке оригинала – на итальянском – зал улавливал малейшие нюансы сюжета. (Либретто каждого отделения перед началом рассказывала музыковед Ольга Гусева).

В опере много хоровых партий. Они подчеркивают внутреннее состояние героев, они комментируют происходящее… В иных местах просто мурашки бежали по коже, слушатель буквально физиологически испытывал трепет надвигающейся катастрофа или очистительное, как под водопадом, освобождение от миновавшего страха.

И конечно, главная заслуга инициатора этого проекта маэстро Тао Линь состоит в том, что он сумел привлечь к исполнению оперы лучшие певческие силы. Заглавную партию капризной и жестокой, «ледяной» китайской принцессы спела солистка Пекинской национальной оперы Ванг Вей. Ее могучее (другого слова не подберу), сверкающее как кристалл, твердое сопрано звучало великолепно. Без малейшей натуги, играючи, изящная молодая вокалистка берет любые пассажи. Тао Линь рассказал, что Ванг Вей, лауреат международных конкурсов, успешно выступала с ариями Турандот в Италии, перед папой Римским.

Впрочем, публике, похоже, больше по вкусу пришлась партия служанки Лю, исполненная другой молодой певицей Пекинской оперы – Жуань Юйцюнь. Трогательная, мягкая, очень эмоциональная, она так деликатно и точно сыграла некоторые мизансцены (особенно – сцену самоубийства), что прямо-таки покорила сердца кемеровчан. Еще один солист Пекинской оперы, тенор Ванг Хайминь (Император) произвел неизгладимое впечатление своей царственной повадкой и необычным, подчеркнуто китайским, голосоведением.

Калафа, принца, победившего сердце Турандот,  исполнил солист Большого театра Роман Муравицкий. Примечательно, что его сценические импровизации раскрасили оперу особым движением действия. После он признался: «Я сам не знал, что целовать ее кинусь! Так как-то само получилось». В Большом театре Калафа – партию, как принято считать «предпенсионную», возрастную, требующую вокального опыта, Роман Муравицкий поет уже одиннадцать лет. Собственно, он с нею и пришел на главную сцену страны в тридцать с небольшим. А с нашим маэстро Тао Муравицкий когда-то учился вместе в Московской консерватории, они даже жили в одной комнате в общежитии. И вообще с Кузбассом Романа связывают нежные отношения: тут он родился. Правда, родители переехали из Киселевска на БАМ, когда Роман был совсем маленьким.

Когда на одной сцене для концертного исполнения оперы сходятся артисты разного опыта, уровня, режиссерского воспитания, успех не всегда обеспечен. Тем приятнее было убедиться, что солист Музыкального театра Кузбасса Вячеслав Соболев, а также трое приглашенных новосибирцев – Шагдар Зондуев, Андрей Гладков и Сергей Кузьмин – замечательно справились с задачей. Звучали сочно, играли искренне, теноры Кузьмина и Соболева ничуть не проигрывали в сравнении с тенорами приезжих звезд.

Словом, грандиозная постановка, замысленная как международный китайско-российский проект, удалась блистательно. Тем обиднее сознавать, что это – одноразовое искусство. Больше такую «Турандот» не услышит никто и никогда. Ведь «опера в концертном исполнении» в афишу филармонии, как репертуарный спектакль, не входит. Да и попробуй собери всех звезд вновь… Разве только маэстро Тао удастся осушествить следующий этап затеи: перенести этот международный вариант на сцену Пекинской оперы. Завидная перспектива для музыкантов. Ну, а что с нее нам, зрителям? Только сглотнуть слюну пришлось нашей публике, когда со сцены объявили: китайцы будут петь не в сценических нарядах – в концертных. Костюмы солистов Пекинской оперы из спектакля «Турандот» – национальное достояние, их вывоз за рубеж сопряжен с большими трудностями оформления, страховки и пр.

Но, слыша восторги публики, невольно проникаешься мыслью: Кемерово дозрел до своей оперы. Здесь пора открывать оперный театр. У нас есть прекрасные музыкальные силы, есть достаточное количество квалифицированных слушателей, способных наслаждаться этим элитарным искусством, есть желание коллег сотрудничать с Кузбассом… Разве не пришла пора обновить культуру Кузбасса чем-то небывалым, грандиозным, существенным? Ведь после советских времен ничего такого масштабного у нас не сооружалось. Может, настало время?