Новости культуры российских регионов
5 апреля 2013
Дальний Восток

Выплеснуть на холст восторг

Выставка памяти живописца Сергея Петухова состоялась в дальневосточном художественном музее.

Сергей Петухов, коренной дальневосточник, родился в Хабаровске в семье известного художника Ивана Сергеевича Петухова. В 1976 году окончил художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института и сразу же стал здесь преподавать. Творческая деятельность берет начало в 1975 году: три работы С.И. Петухова, тогда еще студента, участвовали в краевой молодежной выставке «БАМ-75». В дальнейшем были всесоюзные, региональные, краевые, городские выставки. В 1981 году он впервые побывал на Академической творческой даче им. Репина, где написал одну из своих лучших работ «Черемуха». В 1985 году принят в Союз художников России. Работы художника находятся в собраниях Дальневосточного художественного музея, галереи им. А.М. Федотова Хабаровского отделения Союза художников России, Комсомольского-на-Амуре музея изобразительных искусств, Сахалинского областного художественного музея, в частных коллекциях.

Любимые жанры С.И. Петухова – тематическая картина, пейзаж, портрет. Любимая тема творчества – национальное село Сикачи-Алян Хабаровского края. Среди наиболее известных работ «Весна», «Салют Победы в Хабаровске», «Вечер в Ургале», «Осенний Амур», «Вечер на Нижнем Амуре», «Камни Сикачи-Аляна», «Утро», «Ледоход на Амуре» и др.

Вот краткая биография художника, достаточно официальная и сухая. В 2007 году Сергея Петухова не стало. Короткий жизненный путь. Хорошо, что жизнь его холстов , которые работы реально живут, дышат, светятся красками — продолжается. На выставках в  Дальневосточном художественном музее, в Картинной галерее имени А.М. Федотова, галерее современного искусства «Метаморфоза» в Комсомольске-на-Амуре. Да и просто в частных собраниях. В той же нанайской деревне Сикачи-Алян, где художник подолгу работал и иногда дарил свои этюды местным жителям.

В семьдесят первом году теперь уже прошлого века первокурсники худграфа отправились на свой первый пленэр в живописное село Вятское. Тогда многие увидели, насколько одержим Сергей Петухов в работе. Он делал огромное количество акварелей, и, как вспоминает его однокурсник Александр Рябчук, этюды эти были почти готовыми картинами. В пространстве приамурских пейзажей обитали звери и птицы, рыбаки уходили на своих лодках в сторону заката, закручивались простые и сложные сюжеты.

Накануне диплома весь курс махнул на Сахалин писать красоты острова, а Сергей поехал на БАМ. Работы, которые он оттуда привез, не отличались чем-то особенным, но соответствовали духу времени и сразу попали на краевую молодежную выставку «БАМ-75». Свой диплом Петухов тоже посвятил строителям легендарной магистрали, и, видимо, поэтому многие видели его будущее вполне традиционным, без особых взлетов и падений. Все оказалось с точностью до наоборот.

Александр Михалевич жил в ту пору на Севере и ненадолго приехал в Хабаровск. Лет пять не был в городе, ходил по мастерским, общался с друзьями. Случайно встретил Сергея, и тот зазвал его к себе. «Я зашел к нему в мастерскую и испытал настоящее потрясение, — рассказывает Александр Михалевич. — Передо мной стояла картина, в которой я сам себе ничего не мог объяснить. Она называлась «Август» и вся была пронизана тайной: плотные, насыщенные августовские краски, ночь, две неясные фигуры. Я понял, что это совсем не тот Серега, которого, как мне казалось, я знал раньше, что это художник — настоящий, сформировавшийся. И что мне за ним тянуться и тянуться, как ученику за мастером. Своей картиной Сергей сделал настоящий подарок, и даже спустя годы я помню те ощущения».

Такой уж человек Сергей: всегда изумлял, потрясал. Восторженное отношение к жизни — качество, свойственное в основном детям. В Петухове жил ребенок, искренний и открытый. Вдохновенно читал стихи французских поэтов, отчаянно дискутировал с собратьями по творческому цеху, петушился, вполне оправдывая свою фамилию, доказывая свою правоту. И воспринимал мир в чистых и ярких красках, выплескивая этот восторг на холсты. Очень точно подметил Александр Лепетухин: несмотря на все «выкрутасы» Сергея, к нему очень хорошо относились, потому что понимали, какой он на самом деле — добрый, порядочный, надежный. «Петухов скрывал это за внешней бесшабашностью, но случись, не дай Бог, война, он стал бы героем...»

Как и многие художники, Сергей не любил, когда его видели за работой. Закрывался в мастерской, отгораживался от житейской суеты, погружаясь в тишину и сосредоточенность. В настоящем творчестве очень много от священнодействия. Однажды, абсолютно случайно, художник Александр Рябчук застал Петухова в этом процессе и был потрясен. Сергей холст не писал, а словно бы месил тесто — пальцами, локтями, всем своим существом. Наверное, именно так и Творец создавал наш мир.