Новости культуры российских регионов
5 апреля 2013
Поволжье

Андрей Кагадеев: «Легко кино не снимается»

Музыкант санкт-петербургской группы «НОМ» и режиссер Андрей Кагадеев представил в ЦРК «Художественный» фильм «Звездный ворс» - «космическую одиссею XXIII века».

А после показа рассказал о том, каково работать на съемочной площадке со звездами рока и об Артемии Троицком в роли бога

 

Через тернии к звездам

- «Звездный ворс» - пятый фильм существующей с 2000 года студии «НОМФИЛЬМ» и первый для нас опыт обращения к жанру «космической саги». Вся изображенная в нем реальность – вымышленная. Она отчасти нарисована с помощью анимации, отчасти снята и сыграна силами не только профессиональных актеров, но и рок-музыкантов. Один из них - Федул Жадный. Но также на экране можно видеть Сергея Михалка из «Ляписа Трубецкого», Сергея Шнурова из «Ленинграда», Александра Лаэртского и многих других. Участвующие в съемках исполнители представили для картины свои треки.

- Как долго рождался ваш фильм? Когда появилась задумка?

- Вначале мы обсуждали фильм на уровне шуток, а через некоторое время совместно с Николаем Копейкиным летом собрались и за несколько дней написали сценарий. Закончив, мы стали думать над тем, как реализовать задумку. Мы поняли, что без дополнительной помощи и поддержки инвесторов мы никогда не реализуем свою идею, поэтому сценарий лежал года три. Однажды мы играли на дне рождения у одного важного человека. Он подошел к нам, сказал, что интересуется нашим творчеством и готов поддержать наш новый проект. Мы начали съемки. Они проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Подмосковье. Но 70% «Звездного ворса» было снято в павильоне. В цехе, в котором в начале фильма строится космический корабль «Скарабей», мы прожили два года. Сначала отсняли сам цех, потом затянули его зеленой тканью и готовили остальные сцены.

- Как вам удалось собрать на съемочной площадке такое число музыкантов?

- У нас с Копейкиным возникла идея взять на главные роли не просто артистов, а сделать рок-н-ролльный проект. И мы начали собирать исполнителей. С Сергеем Шнуровым, например, мы хорошо знакомы, и с ним вопросов не было. Когда мы думали, кого взять на роль украинца Шерстюка, мы вспомнили про знакомый по клипам «Ляписа Трубецкого» образ похожего на хохла толстого мужчины, нашли директора этой группы и выслали сценарий. Потом уже узнали, что у Сергея Михалка театральное образование, что у него есть проект с Сашей Лаэртским и Сережей Шнуровым и что ранее они обращались к нашим фильмам в своих работах. То есть большинство артистов были знакомы еще до съемок фильма. Поэтому, прочитав сценарий, они с радостью согласились работать.

- Сложно ли работать с музыкантами как с актерами на съемочной площадке?

- Мне не очень интересно работать с профессиональными актерами, кинематографистами, художниками. Если вы заметили, в фильме присутствуют довольно специфические музыканты из разряда self-made, которые добились всего сами, потому что это было им интересно.

Легко кино не снимается. В фильме задействовано много актеров. А чем больше народу, тем больше проблем. С рок-музыкантами работать было сложно - они плохо запоминают большие тексты. Нам приходилось суфлировать, помогать по-всякому. Дублей было много. Шнуров не стал исключением. Так как он занят, у него было мало времени. И, конечно, он не сидел дома, не учил текст специально. Но о Шнурове я хотел сказать еще одну вещь. Я знаю фильмографию Сергея. Обычно в фильмах он играет самого себя и не раскрывается как актер. А в «Звездном ворсе», я считаю, он сыграл свою лучшую роль - не крутого парня, а такого же дурака, как и все остальные.

 

Без божества - без вдохновенья

- С какими трудностями вы столкнулись в работе над фильмом?

- Романа Трахтенберга не стало через две недели после съемок – в «Звездном ворсе» он сыграл свою последнюю роль. Это был серьезный удар для нас. У Александра Лаэртского случился инсульт вскоре после окончания съемок. И последние два года он приходил в себя. Сейчас ему гораздо лучше, но он постоянно общается с врачами, проходит курс реабилитации, выполняет разные упражнения. И для выступления на концертах он еще недостаточно оправился.

- Почему вы решили снимать фильм в жанре «космической одиссеи»?

- Нас с группой «НОМ» давно интересует этот жанр. В 1996 году мы даже выпустили альбом на фантастическую тематику – радиоспектакль «Во имя разума». Нам это всегда было близко. Копейкин тоже всегда интересовался темой иных планет, инопланетян. Стимулом для работы над фильмом послужило и то, что эта тема не так востребована в России, а нам всегда интересно делать то, чем никто не занимается.

- Вы сами придумали Теорию Твердого Космоса, которую в фильме излагает профессор Чащарский?

- Авторы этой теории – не мы, а общество «Аненербе», которое существовало в Третьем рейхе. Эту концепцию пытался доказать исследователь с говорящей фамилией Бендер: он получил от Гитлера деньги на проверку теории, но в итоге ничего не доказал и закончил свои дни в концлагере. Мы эту теорию развили и положили в основу фильма.

- Герои «Звездного ворса» застают на разных планетах разные степени деградации. Это ваш пессимистичный взгляд на Галактику, в которой нет высшего разума?

- В «Звездном ворсе» говорится о многом. «Сказка ложь, да в ней намек…». Но я не люблю пояснений, и мне действительно сложно объяснить, что я хотел сказать своим фильмом. Мне, как и Толстому, проще написать еще одну книгу, чем объяснить, о чем роман «Анна Каренина». Что я хотел сказать, то и сказал – языком образов кино. Язык ассоциаций очень тонок. Его понимание зависит от вашего культурного багажа как зрителя. Если человек мало знает, то он в этом фильме ничего примечательного не найдет. Но я знаю, что дети с интересом смотрят «Звездный ворс», хотя не видят в нем тех же культурных смыслов.

- Герой Александра Лаэртского изучает разные религии и ищет Бога. Обрел ли он его в итоге?

- Мы ответили на этот вопрос с юмором. Гагарин ищет Бога и находит его. Бог, такой, каким он представлен в картине, - наш, правильный, православный. Остальные боги как-то не подошли. Открою вам маленькую тайну: изначально на роль Бога мы планировали Мамонова, но с ним не договорились, опять же по известным причинам, потому что многое у него решает жена. А еще Петр Николаевич не участвует в проектах, если он не исполняет в них главную роль.

- Но ведь он же вписался в «Шапито-шоу».

- У «Шапито-шоу» есть бюджет. Вы что, думаете, он просто так согласился кривляться? Конечно, за деньги!

 

«Андрей Рублев» отдыхает

- Польстило ли Артемию Троицкому то, что вы сняли его в роли Бога?

- Он посмотрел «Звездный ворс» на пресс-показе, потом встал и во всеуслышание сказал, что это лучший фильм со времен «Андрея Рублева».

- Как вы думаете, когда абсурд, показанный в картине, абсолютно сольется с реальностью?

- Как и в «Звездном ворсе», через 210 лет.

- Будет ли продолжение у этого фильма?

- Снять продолжение картины легко, если найти финансирование. Можно представить себе такой сюжет: прошло несколько лет, стоит пыльный «Скарабей», возле него ковыряется спившийся Жишинников, появляется безумный профессор, как окажется, он был заслан в гей-клуб по заданию КГБ, и предлагает нам лететь на одну веселую планету. Здесь можно придумать многое. Мне же интересно двигаться дальше.

- Как себя позиционирует «НОМФИЛЬМ»: как институт, снимающий свой кинематограф в противовес официальному кино? Зачем это делать, если ваше кино не выходит в широкий прокат?

- Мы продолжаем традиции хорошего отечественного кино. Лично я ориентируюсь на традиции Гайдая. Я сомневаюсь в том, что «Звездному ворсу» нужен прокат – это выброшенные на ветер деньги. Я считаю, что метод общения с публикой, предлагаемый нашей студией, альтернативный. Если кино востребовано, о показе можно договориться с каким-либо кинотеатром, а в дальнейшем выкладывать этот фильм в Сеть.