Художницы разные – по манере изображения, по взгляду на жизнь. Название выставки заранее настраивает на два противоположных взгляда на Север.
Маргарита Пермякова видит Север красочным, воздушным и праздничным. Иногда ее акварели напоминают рериховские образы. Акварельные соборы на листах Маргариты словно плывут в небесах, иногда не понять, где же та невидимая граница, что разделяет воду и небо.
Акварели, офорты и темпера Ольги Юнтунен выполнены совершенно в другой манере: сдержанны по колориту, в них нет ярких сюжетов. Все очень буднично, спокойно, размеренно, но за этой нарочитой сдержанностью и обыденностью читается затаенная глубина. Непостижимая, непонятно почему и как возникающая в сердце вселенская печаль: начинаешь думать о жизни и смерти, философствовать о прожитом и хочется уехать туда, в эти просторы, где серебрится вода на апрельском солнце, где над серыми избами играет солнце, где карельский камень согрет редким солнечным светом.
У Ольги Юнтунен названия нарочито сухи, констатируют время и место: «Деревня Суйсарь. Ноябрь», «Май в Куйтеже», «Апрельское утро», «Туман. Косалма», «Вечер в Подпорожье». У Маргариты Пермяковой названия указывают на состояние: «Весеннее настроение», «Осенний дождик», «Заонежские просторы», «Прозрачный день», «Красные холмы», «Тишина».
Обе художницы, и это при всей разности объединяет их, приехали в Карелию в молодости: Маргарита из Ялты, Ольга из Сибири. Обе преподают живопись. А еще объединяет их трудно уловимое состояние тишины – каждая сумела передать его в своих работах.