Новости культуры российских регионов
1 апреля 2013
Поволжье

Дмитрий Дятлов: От Консерватории требуют экспериментов

Музыкально-филармонический центр «Консерватория» в СГАКИ, появившийся в 2010 году, не просто существует, но постоянно развивается и экспериментирует.

Одним из ярких событий обещает стать концерт из произведений Всеволода Задерацкого 3 апреля. О предстоящем мероприятии, а также о деятельности Консерватории мы говорим с проректором по художественно-творческой деятельности и воспитательной работе Дмитрием Дятловым - автором идеи и организатором проекта. 

- Проект «Консерватория» оказался живучим. Хотя, когда только начинали, у многих моих коллег возникали сомнения в его жизнеспособности. Но первый сезон прошел удачно. Когда верстали второй, все опять удивились: откуда мы еще наберем? Мы уже все сказали. Но набрали, и люди поняли, что источники творчества практически неиссякаемы. У моих коллег появилась уверенность и в своих силах, и в своих студентах.

- Уже в начале концертного сезона на сайте академии появляется план мероприятий - афиша, но ведь могут возникнуть непредвиденные обстоятельства?

- Конечно. Как и в любой концертной организации. В этом году у нас произошло несколько отмен и переносов, и в связи с этим, как ни странно, у меня возникло чувство гордости за своих коллег. Сейчас объясню. Заболел солист, причем это произошло дня за два, и собрать новую программу представляется большой трудностью. Я обратился с просьбой к завкафедрой оркестровых инструментов профессору Виктору Дрожникову - он знаменитый флейтист, руководитель нашего симфонического оркестра. И он, естественно, ответил, что это практически невозможно, но через два часа позвонил и сказал, что сделаем. И они такую программу представили, что все были просто поражены. Во-первых, они пригласили солистку оперного театра Ирину Янцеву и с ней исполнили удивительную вещь для флейты, колоратурного сопрано и фортепиано Доницетти. Сыграли несколько редко исполняемых в Самаре произведений с камерным оркестром, то есть концерт получился роскошным. Точно такая же история произошла и с кафедрой вокального искусства, я им даже сказал, что «вы карманная кафедра - залез в карман, вот вам и концерт». То есть музыкально-филармонический центр ощутимо воздействует на творческую атмосферу академии. Но и для музыкальной общественности важно наличие такой площадки. Даже появилось мнение, или даже требование, что мы должны стать альтернативой академическим площадкам филармонии и оперного театра, где существуют определенные концертные формы, репертуар, за рамки которого обычно не выходят. А от нас ждут экспериментов.

- А в проектах уже есть нечто экспериментальное?

- Я думаю, что концерт из произведений Всеволода Петровича Задерацкого, который состоится у нас 3 апреля, – это опасный эксперимент. В Берлине 20 февраля состоялась презентация подобной программы с оглушительным успехом. Но Задерацкого в Самаре, кроме музыковедов, никто не знает. И я очень опасаюсь, что сын композитора, музыковед Всеволод Всеволодович Задерацкий приедет в Самару и увидит не двухтысячный зал, как в Германии, а полупустой камерный зал. В 2005 году ученый совет Московской консерватории единодушно признал, что это один из самых крупных композиторов ХХ века, и об этом в вашей газете уже писали. Музыканты, которые сейчас готовят этот концерт, находятся под огромным впечатлением от музыки. И они тоже понимают, что происходит очень важное событие, если не эпохальное. Ведь открытие имени такого крупного масштаба возлагает на нас огромную ответственность.

Если говорить об экспериментальных программах, то хочется повторить проект «32 сонаты Бетховена», проект, который мы осуществляли несколько лет назад в Мраморном зале Художественного музея. Хочется также показать Метнеровский цикл. Я даже не помню, когда со сцены нашей филармонии звучала музыка этого композитора. А это ведь крупнейший композитор ХХ века, и Сергей Рахманинов говорил: «Меня забудут, а музыка Метнера будет звучать многие столетия».

- В зале Консерватории часто выступают профессиональные артисты из нашей филармонии, оперного театра с сольными программами, и такие концерты всегда эксклюзивны.

- Я вспоминаю концерт первого нашего сезона – Юлии Марковой. Она сейчас уже не работает в театре оперы и балета. Но была яркой солисткой, и когда я ей предложил выступить, она живо откликнулась. Они выступали с пианистом Павлом Назаровым, и видно было, что певица работает не за страх, а за совесть. Поскольку я сам до недавнего времени ежегодно играл сольные концерты (сейчас моя должность не оставляет времени для концертной работы), то я знаю, как нужны и важны такие выступления. В театре и филармонии есть плановые концерты, их много по всей области, это подчас тяжело и трудно, публика не везде адекватна музыке, которую ей предлагают. И вот есть такая площадка, где можно выступить сольно. А ведь за эти выступления артисты не получают никакого гонорара, но они получают возможность творческого выхода. Артист показывает то, что он накопил к этому дню, все свои возможности, и что важно, у него есть публика, которая его понимает. У нас проходили концерты ведущего солиста нашего театра Андрея Антонова, Антонины Ревуцкой, был концерт солистов симфонического оркестра театра оперы и балета. 

- Будет ли звучать в Консерватории музыка современных композиторов?

- Мне давно хочется сделать один эксперимент: концерт из новейшей музыки. И у меня был разговор с Павлом Плаксиным. Он очень известный музыкант, пишет изумительные аранжировки, сочиняет хорошие песни - востребованные, понятные всем. Но я знаю, что он также пишет музыку академическую, серьезную, в нетрадиционных композиторских техниках, и я ему как-то предложил показать свои сочинения у нас. На что он ответил, что в Самаре такую музыку не поймут. На юге, кажется, в Крыму, летом проходит фестиваль, на котором несколько дней и ночей подряд звучит только авангардная музыка. Электронная, музыка для разных составов, сонористика, алеаторика, в общем, самые экстремальные формы и жанры профессиональной музыки. И я хочу подбить наших композиторов на проведение подобных концертов. Хочется показать тот музыкальный язык, который по-настоящему современен в профессиональной музыке. Не Стравинского, который давно стал классикой, не Прокофьева, Хиндемита, Шенберга, которые когда-то были «экстремальными», а сейчас их произведения входят в учебную программу, а показать то, чем дышит профессиональная музыка, сейчас в мире.

- У вас в Консерватории проходят вокальные, инструментальные концерты, выступления хоровых коллективов, фольклорных...

- Каждый год в МФЦ «Консерватория» дают концерты русский народный оркестр «Жар-птица», народный хор «Самарская лука» и фольклорный ансамбль «Ларец». В этом сезоне эти коллективы выступят с очень интересными программами в мае.

И по традиции открывает и закрывает сезон наш симфонический оркестр. Чисто организационно подготовить такую программу всегда не просто, тем не менее эта традиция строго сохраняется. Причем руководитель оркестра профессор Дрожников дает всегда программы очень опасные. Первый сезон открывался знаменитой 40–й симфонией Моцарта, на второй сезон еще более рискованный трюк - Третья героическая симфония Бетховена, закрывать сезон в этом году он собирается классической симфонией Прокофьева, скрипичным концертом Сибелиуса и будет звучать «Болеро» Равеля - 22 минуты чистой музыки. Жаль, не будет танцовщиц. В общем, программы верстаются интересные.