Новости культуры российских регионов
27 февраля 2013
Поволжье

«Метро» Антона Мегердичева вышло в прокат

К его созданию причастна и Самара. Часть съемок проходила в самарской подземке, а роли в эпизодах и массовых сценах «Метро» исполнили наши артисты.

Обозреватель АКИ опросил участников съемочного процесса и посмотрел фильм.

 

Катастрофическая работа

О съемках фильма-катастрофы Самара узнала одной из первых. Еще осенью 2011 года стало известно, что в город приезжает группа кинематографистов. Известие сопровождалось синопсисом фильма и информацией о его создателях: продюсерской фирме Игоря Толстунова «ПРОФИТ», режиссере Антоне Мегердичеве, ранее работавшем над вторым «Боем с тенью» (2007) и мистическим 3D-фильмом «Темный мир» (2010). Оператором ленты стал Сергей Астахов, снявший ряд лент Алексея Балабанова, а также советский фильм-катастрофу «Прорыв» о том, как воды Невы прорвались в строящийся тоннель питерского метро. Художник-постановщик «Метро» - Павел Новиков, работавший ранее над «Обитаемым островом» Федора Бондарчука.

Съемки в самарской подземке проходили с 9 по 25 октября на строящейся станции «Алабинской», действующей «Московской» и в депо. Вместе с режиссером, операторами, художниками, каскадерами город посетили исполняющие главные роли актеры Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Елена Панова, Анфиса Вистингаузен, Сергей Сосновский, Александр Наумов, Иван Макаревич — около ста человек съемочной группы.

Если для съемок в Москве прямо в подземке соорудили 117-метровый тоннель, в котором разместились настоящие аварийные вагоны метро, создали также макеты тоннеля и вагонов поезда масштабом 1:3, а еще обустроили в съемочном бассейне подземный бункер, то самарский метрополитен выделил съемочной группе специальный поезд. Он возил пассажиров-актеров в ночное время, когда остальные поезда уже не работали. В фильме состав играл 2 роли: спасшегося от катастрофы и вернувшегося на станцию поезда 17-го маршрута и столкнувшегося с сильным потоком воды поезда 42-го маршрута. Также на время ночных съемок самарская станция усилиями декораторов, менявших фонари и другие элементы подземного пространства, превращалась в московскую.

Авторы фильма объявили кастинг: требовалось около 800 самарцев для съемок массовых и групповых сцен. Здесь горожане проявили удивительную активность: на кастинг записалось около 3000 человек. Представители кастинг-дирекции получали ежедневно десятки, порой — сотни заявок. И еще отсмотрели около 50 актеров самарских театров, которые требовались для эпизодических ролей. Из них режиссер отобрал 14 человек, в число которых вошли артисты «СамАрта» Алексей Елхимов, Игорь Рудаков, Елена Туринская, Юрий Земляков, Любовь Долгих и художественный руководитель театра «Крылья» Андрей Матякин. Они исполнили роли пассажиров спасшегося поезда 17 маршрута, который доехал до станции и высадил людей. Всем артистам выписали специальные пропуски для входа в метро.

«В наш театр приехала группа, отбирающая артистов для съемок в эпизодах в фильме «Метро», – рассказывает Алексей Елхимов. - Поскольку это неплохая подработка, а сниматься в кино – еще и новый хороший опыт, мне было интересно поучаствовать». Елхимов с коллегами выбрали из сценария сцену со злым пассажиром, обыграли ее и сняли эпизод на камеру. Получившийся материал они отправили Антону Мегердичеву по электронной почте. Тот быстро утвердил артиста на роль, и уже на следующий день Алексея пригласили на съемки Алексей играл роль того самого пассажира, который находится на станции в момент аварии и в эпизоде пробирается к подошедшей электричке. Елхимов вспоминает, что хотя эпизодическую роль исполнять было несложно, главной трудностью стала подготовка к съемкам и ожидание своей очереди: «Мне порой приходилось ждать часов пять до утра и лишь тогда выходить к камерам. К счастью, коротать ожидание нам помогали горячие обеды, чай, кофе, теплые тонары, где можно было вздремнуть».

 

Кровь невинных

В более трудных условиях работал другой самарский актер — Константин Гаврилов, сыгравший раненого из группы выживших. Гримеры и художники решили омолодить образ его героя: максимально обнажили руки актера, разорвали его майку, надели джинсы и обули в кроссовки. «К моменту съемок температура как назло упала до 0 градусов, - вспоминает Константин. - Всех «выживших» для большей убедительности периодически поливали водой, и две ночи я в тонкой одежде бегал по метро, но, слава богу, не заболел».

Съемки проходили с полуночи до 5.45 утра, а к 6.00 «загримированная» под московскую самарская станция принимала обычный вид. Чтобы успеть к началу съемок, гримировать актеров начинали в 22.00 прямо на перроне еще до закрытия метро. Конечно, на спешащих домой обычных посетителей подземки, не знающих о съемках, вид окровавленных людей (у героя Константина по сценарию была серьезная рана головы) производил шокирующее впечатление — они думали, что в метро действительно случилась катастрофа. «Мне повезло: я близко общался с администрацией проекта, видел неповторимые трюки каскадеров, работу дублеров, специалистов по трюкам, актеров из Москвы и Питера, - рассказывает Гаврилов. - В общем, наблюдал съемочный процесс изнутри. Но общаться с Антоном Мегердичевым, Сергеем Пускепалисом, Анатолием Белым и другими звездами было некогда, потому что работа на площадке важнее разговоров». С другими артистами Константин участвовал в съемках массовых сцен, в которых жертвы катастрофы бегут с перрона, поднимаются по эскалатору наружу. В центре бегущей толпы отчетливо виден и Гаврилов. Обработанные компьютерной графикой, в фильме эти сцены выглядят еще эффектнее. «Ночью мы трудились, днем спали. Съемки проводились очень грамотно, профессионально, слаженно, но всегда по-разному. Бывало так, что сцена, которая длилась пять секунд, снималась 6 часов, а сцена, которая длится 10 минут, получалась с первого дубля, - делится впечатлениями Константин. - Я знаю, что в работе были задействованы артисты не только из Самары, но и из Тольятти и области».

На съемочной площадке дежурили представители метрополитена, которые следили за соблюдением мер безопасности, стараясь не мешать съемочному процессу. По словам Константина, съемочная команда с актерами остались довольны работой в Самаре. И даже сам Антон Мегердичев особо отметил замечательную работу самарских участников съемок.

Правда, выпавшие на долю самарцев подземные испытания выглядят несерьезными, по сравнению с тем, что пережили Пускепалис, Белый и другие актеры, снимавшиеся около трех недель по 12 часов ежедневно, в полузатопленном московском бункере, пусть и в гидрокостюмах, подогретой воде, но все же в неприятной сырости и холоде. Но, по словам исполнителей, ежедневный заплыв только закалил их творческие способности и развил чувство юмора.

 

Драма и катастрофа

Каков же итог феноменальной по бюджету (10 миллионов долларов), трудовым и моральным затратам работы? Судя по фильму, вполне достойный. Дав небольшую экспозицию, наполнив кадр тревожными предзнаменованиями, познакомив зрителя с непростой историей каждого из героев, Мегердичев обрушивает на посетителей подземки поток воды из Москвы-реки. В фильме визуально и на музыкальном уровне хорошо переданы требуемые жанром тревога, страх, паника, довольно правдоподобно и технично воспроизведена сцена катастрофы.

Режиссер сосредоточивает внимание в первую очередь на истории пострадавшего от аварии врача Андрея Гарина (Сергей Пускепалис) и его дочки Ксюши. Волей судьбы Гарин вынужден спасать любовника своей супруги (Анатолий Белый), преодолевая боль и обиду. Психологическая дуэль героев Пускепалиса и Белого сыграна интересно, добавляет драматизма и составляет отдельную «изюминку» ленты. В целом «Метро» можно считать образцовым фильмом-катастрофой, где техническая составляющая (картина аварии) замечательно гармонирует с грамотным сценарием и талантливой актерской игрой. У приложивших усилия к созданию фильма самарцев есть шанс убедиться, что их старания не пропали зря и заодно приятно скоротать время за просмотром достойного блокбастера. И хочется верить, что после «Метро» понятие «фильм-катастрофа» применительно к русскому кинематографу будет употребляться уже не как ругательный эпитет, а как обозначение исчезнувшего на 20 лет с отечественных экранов, но сегодня возрождающегося жанра.

Антон Мегердичев,  режиссер-постановщик (с сайта profitkino.ru):

«Мои впечатления от Самары? Города я пока не видел, не было возможности выбраться в центр. Мы живем на окраине, в пансионате. Мне очень нравится это место. В свой первый выходной, спустя неделю работы в городе, я остался здесь, чтобы отдохнуть. Не хочу никуда уезжать отсюда. В Самаре, так же, как и в столице, сложно с автомобильным движением... Работать в этом городе оказалось непросто – мы начали снимать на строящейся станции «Алабинская». Здесь очень много бетонной пыли. И от безвылазного нахождения на станции в течение смены (а смена длится 12-14 часов) закладывало нос, и слезились глаза. Многие члены съемочной группы работали в масках. Я очень благодарен группе и всем актерам, за то, что все это стойко вынесли, никто не жаловался. Мы сняли все, что планировали».

 

Сергей Пускепалис, актер и режиссер:

«Самара – город для меня не чужой. Около десяти лет назад я сотрудничал с театром «Понедельник», ставил спектакли. Мне было приятно вновь оказаться здесь, встретиться с людьми, с которыми я когда-то работал. Не могу сказать, что съемки в Самаре были более тяжелыми, чем в Москве. Картина «Метро» – трудоемкий, сложный проект. Вряд ли можно чувствовать себя комфортно, когда на тебе гидрокостюм, сковывающий движения, ты постоянно в воде и в грязи. И не важно, находишься ты в Самаре на строящейся «Алабинской» или в Москве в полузатопленном тоннеле метрополитена. Другое дело, что все эти трудности сплотили актеров и съемочную бригаду, мы стали хорошей командой... И несмотря на дикую усталость, сложные сцены, длинные смены, нам удается пока выполнять все поставленные задачи». Данные с сайта profitkino.ru.

 

«Катастрофа проявляет истинное лицо человека»

Основой для сценария фильма-катастрофы «Метро» послужил одноименный роман Дмитрия Сафонова. Часть сцен картины снималась в метро Москвы, часть - в подземке Самары . Работа проходила в сжатые сроки, поскольку руководство Московского метрополитена выступало против съемок в подземке. Такие фигурирующие в фильме станции метро, как «Садовая» и «Бородинская», вымышлены, так что в картине показана частично выдуманная Москва. Хотя в романе указывается район станции «Тушинская», из-за невыразительности этого места события «Метро» перенесли в центр.

 Создатели картины признаются, что ставили перед собой задачу не только создать увлекательный фильм про людей, оказавшихся в эпицентре катастрофы в метро, но снять «картину с философским подтекстом». По словам Сергея Пускепалиса, для актеров главный интерес в работе над этим фильмом заключался в том, чтобы «с помощью искусства попасть в мир катастрофы и посмотреть, как проявляются человеческие качества в экстремальных условиях». «В «Метро» варианты поведения людей смоделированы очень правдоподобно. В этом смысле фильм — это модель ситуации, в которой проявляются те или другие качества человека. Это крайняя ситуация, которая проявляет истинное лицо каждого персонажа», - считает актер. (Информация с сайта kinopoisk.ru).