Новости культуры российских регионов
13 февраля 2013
Сибирь

Стравинский проверил

У Томского симфонического оркестра новый главный дирижер.

Очередной концерт Томского симфонического оркестра, прошедший10 февраля в Органном зале, оказался совсем не очередным, а первым. Для Ярослав Ткаленко и томского слушателя. Публике он был представлен как новый главный дирижер Томского академического симфонического оркестра. Хотя выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных (класс Бориса Демченко), уже знаком и томской публике, и тем более оркестру. Многие меломаны запомнили молодого и статного дирижера по опере «Евгений Онегин», которую в ноябре в Томск привозил Центр оперного пения под руководством Г.П.Вишневской. 


Однако, по словам самого Ярослава Владимировича, знакомство с Томском и оркестром у него произошло семь лет назад. Томские музыканты тогда хорошо приняли его, начинающего дирижера. Именно в надежде, что эти доброжелательные и деловые отношения сохранятся, он согласился возглавить коллектив и в январе подписал контракт, пока на год. 

— Оркестров по стране мало, а дирижеров много. Когда такие лестные предложения поступают, от них не отказываются. Потому что это возможность реализовать себя и делать дело на высоком качественном уровне – играть классическую и симфоническую музыку, — заявил накануне концерта Ярослав Ткаленко. 

В активе сорокалетнего дирижера работа с такими прославленными музыкальными коллективами, как Московская государственная академическая филармония, Государственный симфонический оркестр под управлением В. Понькина, Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, театр «Геликон-опера». В Московском Международном Доме Музыки поставил несколько музыкальных спектаклей для детей на музыку Прокофьева, Римского-Корсакова, Чайковского, Верди, Штрауса.

Значимым шагом назвала подписание контракта с Ткаленко директор Томской филармонии Марина Шерина. 

— Наконец, сформирована команда творческого управления филармонией, — подчеркнула Марина Алексеевна. – Решение по кандидатуре главного дирижера было принято при поддержке оркестра и департамента по культуре и туризму. 

Напомним, что предыдущий главный дирижер, выбранный по конкурсу, Сергей Ханукаев, в должности главного отработал меньше года и ушел еще в позапрошлом сезоне, и потом Томская филармония вновь вынуждена была искать кандидатуру. 

Считается, что дирижер – профессия второй половины жизни, но Ткаленко считает, что ему хватит опыта и настойчивости, чтобы решить очень сложные и серьезные задачи по повышению профессионального уровня оркестра, подбору кадров, омоложению коллектива. Вскоре оркестрантам предстоит пройти через горнило аттестации. Это не означает, что кто-то может лишиться работы, подчеркнул главный дирижер, но изменения в коллективе произойдут несомненно.

Своеобразной аттестацией назвал Ярослав Владимирович исполнение сюиты Игоря Стравинского из его балета «Пульчинелла». «Слышно было всех: и тех, кто справился, и тех, кто не смог», — заметил маэстро после концерта. Это произведение, написанное Стравинским в стиле неоклассицизма по произведениям Перголези, прозвучало в финале концерта и точно соответствовало его названию «Праздник и триумф». 

Программа, предусмотренная абонементом «Диалоги старинной и современной музыки», давала возможность проявить себя как дирижеру, так и музыкантам. Сюиту №2 Баха можно было бы назвать «Шалость для флейты с оркестром», потому что известна она именно благодаря последней части (скерцо), ибо эта шутка звучит из многих мобильных телефонов. Соло на флейте, исполненное лауреатом Международных конкурсов Еленой Блиновой, подчеркнуло изящество этого музыкального произведения. «Концерт для двух гобоев с оркестром» Вивальди превратился в диалог молодости и опыта – Дениса Смирнова и Валерия Ратушного. Денис потряс всех слушателей своим эмоциональным исполнением. «Бразильская бахиниана №5» Вилла-Лобоса и Salve Regina Д.Б Перголези дала возможность томской публике насладиться вокальным дарованием Вероники Цай.