У этого события в музыкальной жизни губернии есть небольшая предыстория. Этот концерт продолжил начатое в 1995 году сотрудничество юных музыкантов Тольятти с Фондом Владимира Спивакова, которое осуществлялось при поддержке Фонда развития культуры Автозаводского района Тольятти. За время сотрудничества более 30 тольяттинских детей посетили учрежденный знаменитым скрипачом и дирижером Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция). Это позволило многим молодым музыкантам продемонстрировать свои способности на мировой сцене.
В 2005 году, когда готовился приезд в Тольятти Владимира Спивакова и Национального филармонического оркестра России, директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова посетила маэстро в Москве с предложением встретиться с музыкальным сообществом города и послушать детей, участвовавших в ряде проектов все 10 лет сотрудничества с Фондом. В их числе были Маргарита Рыбина, Ольга Кирпичева и Дмитрий Волков. В тот период они еще обучались в колледже при Московской консерватории. Скрипач и дирижер с радостью согласился, приехал, прослушав ребят, охарактеризовал музыкальные способности каждого из них и дал им ряд ценных советов.
В 2012 году, общаясь с маэстро, Лидия Семенова задумала показать ему и зрителям новый творческий этап в жизни этих трех молодых исполнителей и предоставить возможность им, уже получившим достойное музыкальное образование в Московской консерватории, выступить в роли солистов с оркестром «Виртуозы Москвы».
То, что выбор пал именно на трех этих ребят, было символично, ведь все годы сотрудничества с Фондом они активно участвовали в сессиях созданного Владимиром Спиваковым Молодежного симфонического оркестра Поволжья (МСО). Маргарита Рыбина выступает в роли постоянного концертмейстера МСО и исполняет произведения на скрипке, подаренной по просьбе маэстро французским мастером Аланом Карбонаром. Ольга Кирпичева тоже является концертмейстером и солисткой фестивальных оркестров МСО Поволжья.
Владимир Спиваков поддержал инициативу выступления солистов с «Виртуозами Москвы», нашел в своем плотном графике время для выступления, и оркестр с молодыми дарованиями стали активно готовиться к концерту. К сожалению слушателей и маэстро, виолончелист Дмитрий Волков не смог участвовать в проекте из-за запланированного заранее концерта в США, где он в сейчас проживает. Поэтому солировали на концерте только Маргарита Рыбина и Ольга Кирпичева.
О том, какие творческие отношения сложились у маэстро и оркестра с тольяттинцами, обозреватель АКИ узнал на репетиции, на которой ему посчастливилось побывать. Ольга Кирпичева в абсолютной тишине, нарушаемой щелчками фотокамер, играет на фортепиано с «Виртуозами Москвы» Моцарта. Солистка с оркестром прекрасно чувствуют друг друга. Ольга играет эмоционально, с потрясающей для ее возраста музыкальной чуткостью к сложному произведению, при этом держит себя как полноправный участник ансамбля. Владимир Спиваков быстро заражается увлеченностью солистки и ансамбля. Такое чувство, что он не дирижирует, а ласкает сотканное Ольгой и «Виртуозами Москвы» из звуков музыкальное целое. Он забыл о простуде, на лице его появилась счастливая детская улыбка. «Молодец!» - искренне хвалит он Ольгу, и оркестр вторит ему стуком смычков по пюпитрам: похоже, высшей похвалы для музыканта быть не может, и тольяттинка, сдерживая захлестнувшие ее эмоции, уступает место Маргарите Рыбиной. В уровне исполнения она не хуже предшественницы и так играет «Цыганские напевы» Массне, что сидящие в зале невольно пританцовывают.
Уже давно стали легендой рассказы о царящем в оркестре духе братства по аналогии с братством лицеистов пушкинской поры. На репетиции я понял всю точность этого сравнения. Во время игры музыканты все как один с маэстро и солистами увлечены общим делом. В перерывах между музыкальными номерами Владимир Спиваков разряжает напряжение метко брошенной остротой, уставших и болеющих подбадривает, расслабленных мобилизует. Это даже не братство, где один за всех и все за одного, а семья. Удивительно, как органично в нее вписались тольяттинки. До последнего, пока слушаешь «Виртуозов Москвы», не покидает чувство таинства и глубокой интимности происходящего. Это какой-то закрытый недоступный слушателю мир созвучий. Поэтому музыканты на репетиции болезненно реагируют на все посторонние звуки: разрушить царящую на сцене гармонию так легко.
Маэстро не любит говорить, предпочитая словам музыку. Однако, верный обещанию, после репетиции коротко, но вдумчиво отвечает на вопросы журналистов. Первым делом он делится впечатлениями от недавнего выступления с «Виртуозами Москвы» на Всемирном экономическом форуме в Давосе: «Язык музыки помогает в налаживании мира. Как сказал профессор Шваб, наш концерт поднял форум на духовную высоту, а это уже хорошо, тем более что на концерте играли дети Фонда».
О том, как будет подходить к грядущему юбилею, Владимир Спиваков пока не думает: у маэстро чрезвычайно насыщенная творческая жизнь, и в беседе он, прося напомнить ему число, вспоминает череду грядущих и прошедших поездок.
При такой кошмарной занятости Владимир Спиваков не забывает посвящать время поиску и воспитанию молодых дарований. «Таланты всегда были, есть и будут. - считает маэстро. - Вопрос в том, отдают ли себе в этом отчет взрослые. Во-первых, из своего опыта могу сказать, что родители не знают своих детей. А во-вторых, люди и учреждения, которые должны заниматься социальной поддержкой, помощью детям, практически не выполняют своей работы. Отдельные художественные школы сливаются с ПТУ — все это меня отнюдь не радует. Но я продолжаю делать свое дело, потому что считаю, что каждый человек относительно свободен в своем выборе. Эта возможность дана нам свыше. Василий Кандинский как-то сказал, что внутри каждого художника живет закон внутренней необходимости. Я думаю, что он живет не только в художнике, но в каждом человеке».
Скоро начинается концерт. Его программу выстроили из известных, но довольно сложных для исполнения произведений. В первом отделении звучат третий дивертисмент Моцарта и его же 12-й концерт для фортепиано с оркестром. Во втором отделении музыканты исполняют третью сонату Россини, «Размышление» Массне, «Цыганские напевы» Сарасате и Симфонию ре минор Боккерини. Ольга Кирпичева и Маргарита Рыбина играют лучше, чем на репетиции, оправдывая афоризм про беспредельность совершенства.
По традиции, на концерте «Виртуозов Москвы» присутствуют и одаренные дети, которых посадили на сцене лицом к маэстро. Публика более чем расположена к исполнителям, несет цветы и, конечно, требует исполнения на бис: музыканты играют Шостаковича и танго Пьяццоллы. Концерт окончен, звуки стихли, но музыка еще звучит в сердцах... И хочется верить, что еще сбудутся выраженные Владимиром Спиваковым надежды на возобновление тесного сотрудничества с городом.
Владимир Спиваков, дирижер, скрипач, педагог:
- Рита Рыбина и Оля Кирпичева – очень хорошие девочки. Им было приятно выступать с «Виртуозами Москвы». Оля Кирпичева прекрасно играла Моцарта с чудным стилем, превосходным звучанием не хуже музыкантов, которые обучаются в Зальцбурге. А у Маргариты Рыбиной получился дуэт, потому что она ждет ребенка, - в моей практике такого еще ни разу не было. Мне и оркестрантам было приятно убедиться в том, что в Тольятти есть превосходные школы, которые дают такие кадры. Нужно постараться сохранить то, что здесь есть: прекрасную музыкальную школу, училище и традиции обучения новых кадров. Что касается дальнейшего сотрудничества с музыкальным сообществом Тольятти, я человек открытый.
Ольга Кирпичева, пианистка, выпускница Московской государственной консерватории им.Чайковского:
- Для меня было большим счастьем выступить с Владимиром Спиваковым и «Виртуозами Москвы». Я хотела показать высший класс. До репетиции боролась с охватившими меня противоположными чувствами - страхом и радостью. Но в таких ситуациях радость побеждает. На концерте с оркестром я играла любимое произведение Владимира Теодоровича – 12-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром. Правду говорят, что музыкантам колоссально трудно исполнять этого композитора. Исполнители должны не просто бережно сыграть его, но и подарить людям радость. Надеюсь, у меня получилось.