Новости культуры российских регионов
5 февраля 2013
Сибирь

Дворжак в Кузбассе

Впервые в Кемерове прозвучала знаменитая кантата Антонина Дворжака «Stabat mater».

Исполнить в Кузбассе премьеру этого великого произведения – давняя мечта художественного руководителя Симфонического оркестра Кузбасса маэстро Тао Линь, который не устает повторять: «Хорошей музыки так много. Преступно, что мы знаем лишь малую часть шедевров». Своим просветительским азартом он умеет заражать коллег. То, что было предъявлено слушателям в минувшую субботу, стало поистине событием года.

Кантата потому так и называется (cantare – по-итальянски «петь»), что помимо оркестра музыку тут исполняют вокалисты. И камерный хор Кузбасса (художественный руководитель Ольга Шабалина) продемонстрировал нам все грани своего мастерства. Финал концерта, когда звучащая музыка словно тает в воздухе, будто растворяющийся в небе след невидимого лайнера, вызывает ровно те чувства, которые и хотел передать своим слушателям Дворжак.

«Stabat mater» - самое пронзительное произведение чешского композитора. Он начал писать его в 1876 году, когда потерял любимую дочь. Потом работу отложил, отвлекся на другие дела. Но вскоре семью Дворжака постигли новые несчастья: один за другим скончались еще двое его детей – вторая дочь и любимый сын-первенец. Чтобы найти утешение, он, такой весь простодушно-народный (уже написаны «Славянские танцы», он уже признанный мэтр чешской музыки, умело вплетающий народные мелодии в «серьезную музыку», смело вводящий фольклор в салоны и концертные залы), взялся за духовную музыку. Точнее, вернулся к давнему, больному, полузабытому: решил дописать «Stabat mater», чтобы в этой музыке обрести утешение.

Название кантаты – это скорбная молитва матери. В Страстную пятницу Мария пришла на Голгофу к распятому сыну, чтобы быть с ним до последнего часа. Десять частей кантаты, написанные на слова средневекового духовного песнопения, включают и трагедию потрясенной Марии, и оплакивание умирающего, и упование на чудо. И даже само это чудо. Когда душа, освобожденная от тела, взмывает в небо и тает… В свое время «Stabat mater» произвела фурор. Именно она стала тем произведением, которое Дворжак исполнил в своем первом заграничном турне (в Лондоне в 1880 году). После этого чешский музыкант перестал быть только национальной знаменитостью – началась его мировая слава. Позднее он включал «Stabat mater» во все свои концерты.

Конечно, кемеровские слушатели в большинстве своем не могли понять кантату дословно. Но ангельские голоса хора, пение солистов, точное и выразительное интонирование во всех десяти частях кантаты оценить, разумеется, смогли. Не случайно после концерта музыкантов долго не отпускали за кулисы. Нельзя не оценить и работу солистов, приглашенных к исполнению кантаты. Причем наш Вячеслав Соболев (молодой артист Музыкального театра Кузбасса) ничуть не уступал выразительному сопрано Веры Баранова и меццо Анны Гичик (обе – Красноярский театр оперы и балета). И просто потряс публику великолепный бас Шакдара Зондуева, народного артиста Бурятии (Новосибирск).