Новости культуры российских регионов
28 января 2013
Поволжье

Владимир Шарлот: «Интерес к слову у меня от бабушки»

В нынешнем году исполнится восемьдесят лет известному новокуйбышевскому писателю, журналисту и краеведу Владимиру Шарлоту.

 

Он автор почти тридцати книг — художественных, документальных, посвященных истории отдельных предприятий, истории шахмат. И сегодня на рабочем столе Владимира Шарлота, как всегда, — рукописи нескольких книг. Кроме того, он продолжает писать для родной новокуйбышевской газеты «Вестник» (в прошлом - «Знамя коммунизма») и участвует в шахматных турнирах.

 

«Миражи любви»

- Расскажите о последних ваших книгах...

- Самая последняя моя вышедшая в свет книга - «Энергетика и энергетики». Это документальная история предприятия ТЭЦ-2. А сейчас в самарском издательстве «Офорт» готовятся к печати еще две мои книги. Одна из них, «Миражи любви» – сборник лирической прозы. Она родилась на базе двух книг, которые были изданы в 1997 и 1998 годах, - «Этюды о любви» и «Аллея любви». Я взял из них то, что считаю лучшим, и добавил новые этюды и рассказы.

- Каково соотношение вымысла и реальности в этой книге?

- Рассказы и этюды созданы на основе событий моей жизни. Ну, и что-то придумано, конечно. Кстати, впервые многие из моих новелл о любви были опубликованы в городской газете «Знамя коммунизма» и в газете «Волжская коммуна».

Любимая женщина, о которой идет речь в миниатюрах, - это обобщенный образ. Если бы я сосредоточился на каком-то одном образе, мне кажется, это было бы скупо и односторонне. Правда, некоторые рассказы были посвящены конкретным женщинам. Есть произведения, посвященные моей жене, которая недавно умерла. В большинстве произведений мои герои обозначаются так — Он и Она.

- А к какому времени относится самая ранняя из этих историй?

- Это рассказ о девочке, с которой я познакомился в 1947 году. Мне тогда было четырнадцать лет, она была старше меня на четыре месяца. В то время мальчики и девочки учились в разных школах. Я учился в седьмом классе самарской школы № 26, она – в 32-й школе. До сих пор о ней помню. Мне кажется иногда, если бы вдруг она появилась сейчас здесь, я забыл бы обо всем на свете и пошел бы за ней.

 

«Жил в кабинете у отца»

- Действие этого рассказа, как и многих других, происходит в Самаре, тогда еще в Куйбышеве. А как вы оказались в нашем крае?

- Здесь я живу с 1944 года. А родился в Орле. В 1941 году меня с бабушкой эвакуировали. Об этом я написал в одной из своих повестей – «Память». После эвакуации жили мы на Урале, в поселке Ревда Свердловской области, теперь это город. Я посетил это место спустя двадцать лет и потом написал об этом документальную повесть. Отца, он был по образованию педагогом, призвали в армию в 1941 году. Потом он везде разыскивал меня и мою маму. Ему не удалось нас найти. И он решил, что мы погибли. А погибнуть мы могли, потому что Орел немцы много раз бомбили. А мы тоже ничего не знали об отце. Потом, уже будучи в Куйбышеве, он случайно узнал от знакомой женщины из Орла, что я жив, что был эвакуирован, и приехал за мной в Ревду. В это время, в 1944-м, отец вместе с военными строителями участвовал в возведении в Куйбышеве эвакуированного из Москвы 4 ГПЗ. С жильем было тогда туго. Отец жил прямо на территории завода, он работал парторгом транспортного цеха. А я жил у отца в кабинете. Когда Орел освободили, мы вернулись туда разыскивать мою маму. Получилось так, что она вместе с дедушкой осталась в оккупированном немцами городе. Я узнал, что мама погибла в 1942-м – и дедушка тоже. Она была еврейкой. А евреев немцы уничтожали. В Орле их было расстреляно полторы тысячи. Об этой трагедии у меня тоже есть документальная книга, в конце которой опубликован список погибших.

Потом отец женился второй раз, и я жил в его семье. В 1955 году я окончил индустриальный институт и получил направление на Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод. Три года там отработал инженером, потом меня пригласили в организацию, которая сейчас называется «Самаранефтехимпроект». А с 1965 года работаю в Новокуйбышевской городской газете.

Я получил второе образование - окончил еще и отделение журналистики Казанского государственного университета.

 

«Почерк ужасный - будешь писателем»

- Откуда у вас интерес к литературному слову?

- Я думаю, что он идет от мамы и от бабушки. Когда я был маленький, они часто мне читали книги, потом я и сам пристрастился к ним. Бабушка, кроме меня, воспитывала и моего двоюродного брата. Это Леонид Левин, архитектор и писатель. Он до сих пор живет в Орле. Мне кажется, он замечательно пишет. Кстати, Леонид Левин написал документальную историю жизни реального барона Мюнхгаузена.

Помню, в четвертом классе мы писали диктант. И учительница, Анна Ивановна, проходя вдоль парт, по почерку учеников предсказывала, кто кем будет. Мне она сказала: «Почерк ужасный, будешь писателем». Почему-то эти ее слова надолго запали мне в душу. Позднее я пристрастился к журналистике, стал нештатным корреспондентом - сначала в «Волжском комсомольце», потом в «Волжской коммуне». Первые мои материалы появились в этой газете в 1956 году. Я сотрудничал с отделом промышленности, строительства и транспорта. Писал зарисовки, статьи.

- Препоны в журналистской деятельности были?

- Как журналист я не мог себя свободно чувствовать. Не мог писать все, что хотел. Были ограничения – гласные и негласные. Например, я не мог написать, какая мощность была у нефтеперерабатывающего завода, где я работал. Это был самый большой в Советском Союзе завод подобного профиля. Однажды я подготовил фельетон о враче психоневрологического диспансера, который принес в газету статью, полностью переписанную из журнала «Эврика» и подписанную его именем. Я в этом сам убедился, когда этот журнал попал мне в руки. И вот я написал фельетон для газеты «Знамя коммунизма». Но заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации Новокуйбышевского горкома партии сказал: «Если напечатаем эту статью, то подорвем авторитет врачей». Так и не напечатали.

 

«Родился в доме, где жил Бунин»

- В литературу вы пришли из журналистики. А кто из писателей вам ближе?

- Иван Тургенев и Иван Бунин для меня образцы прозы. Кстати, в Орле я родился в том самом доме, где жил Бунин, что было предметом моей гордости. Перечитывая Тургенева и Бунина, я вижу, что в моей прозе иногда бывают странные совпадения с прозой этих писателей. Например, в именах героев. Кстати, у этих авторов многие герои находятся как будто вне времени.

- А на ваши рассказы время откладывало свой отпечаток?

- Только на некоторые. Мои этюды в своем большинстве тоже могут быть отнесены к любому времени.

 

«Волжский гамбит»

- Вы говорили о двух книгах, версткой которых сейчас занимаетесь. Какая вторая?

- Это издание «Наша память нетленна». В свое время, к 15-летию Победы, я издал книгу, посвященную новокуйбышевским участникам Великой Отечественной войны и подготовленную на основе моих бесед с ним. Нынешнее издание – своего рода продолжение. Оно состоит из двух томов. Первый выйдет в феврале нынешнего года. Это воспоминания участников войны из Новокуйбышевска, дополненные моими материалами о них. Я выступаю в качестве редактора этой книги. А второй том выйдет в 2015 году, к семидесятилетию Победы. И я буду ее автором.

И еще одна рукопись, подготовкой которой я сейчас занимаюсь, – это дополненное издание книги «Волжский гамбит». Первое издание вышло в 2011 году. А до этого я написал еще одну книгу о шахматах – «Рыцари черно-белых полей». По просьбе Федерации шахмат Самарской области я добавлю в нынешнее издание книги «Волжский гамбит» интервью с несколькими тольяттинскими гроссмейстерами (кстати, в этом городе сейчас очень сильная шахматная школа), дополню свои интервью с другими выдающимися шахматистами нашей области. В книге будут новые материалы о малоизвестных до сих пор замечательных волжских шахматистах 20-х и 30-х годов. Возможно, я включу в книгу интервью, которые я брал у знаменитых российских гроссмейстеров - Михаила Ботвинника и Юрия Авербаха, которому в скором времени исполнится девяносто лет.

Кстати, впервые слово «шахматы» прозвучало в нашем крае в одной из публикаций в «Самарских губернских ведомостях» в 1866 голу. С того времени я и начал рассказ об истории шахмат в нашем крае.

Новое издание книги «Волжский гамбит» выйдет в свет в 2014 году.

- Вы всегда так много работаете?

- Как правило, я работаю одновременно над несколькими книгами. Хотя хотелось бы сейчас больше времени уделять главному моему увлечению – шахматам. Спустя более чем двадцать лет я вернулся к участию в шахматных турнирах. Начал играть в городском чемпионате…

Справка

Владимир Михайлович Шарлот родился в Орле в 1933 году. Окончил Куйбышевский индустриальный институт, отделение журналистики Казанского государственного университета. Печатался в «Волжской коммуне», «Волжском комсомольце», газете «Вестник» и других областных изданиях. Известен своими очерками о нефтепереработке и строительстве. На новокуйбышевском городского радио «Экспресс-FM» вел цикл передач об истории города. Автор 28 книг. Среди них - первая книга об истории города Новокуйбышевска «У станции Липяги», книга «Корифеи», изданная к столетию со дня рождения первого директора нефтеперерабатывающего завода Гавриила  Гореченкова. Автор книг о шахматах «Рыцари черно-белых полей» и «Волжский гамбит». Член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры. Имеет первый разряд по шахматам.