Новости культуры российских регионов
25 января 2013
Центр

Перешла на личности

Художественный музей им. Крамского показывает фотоработы Екатерины Рождественской.

Воронежцам, неравнодушным к изобразительному искусству, не привыкать: персональная выставка Екатерины Рождественской разместилась  в залах постоянной экспозиции  областного художественного музея им. И. Н. Крамского не впервые. А – в очередной, уже третий по счету раз. Востребованность ее – не меньшая, чем в двух предшествующих случаях. Что радует: в музей ходить, честное слово, надо...

Екатерина  Робертовна Рождественская, дочь знаменитого советского поэта-горлана-главаря, устала, видимо, изобретать «имена» для своих  многочисленных выставок. И ту, что сейчас «передвинулась» в Воронеж,  назвала, не мудрствуя лукаво: «Моя новая выставка».

Рубенсу – не беспокоиться

Не знаю, как насчет изобретательности, а с самомнением у автора – очевидный ажур: Рубенс  с Микеланджело отдыхают.  У них «моей» выставка, будь она трижды персональная, называться не могла бы: у гениев в ходу –  иные ориентиры. Но! Какое время – такие песни. Не подумайте, что я хочу оспорить достижения Екатерины: они – в наличии, что сотни раз доказано. И в моих резюме не нуждаются. 

Заслуженную известность художнице принесла серия «Частная коллекция»,  поэтапно публикуемая в журнале «Караван историй» – воронежцы  уже имели счастье с ней познакомиться. Специалисты сходятся в том, что работает Рождественская на стыке фотоискусства и живописи. В основе ее сочинений – сочетание классических художественных произведений и портретная съемка российских артистов, политиков и прочих известных людей. Проще говоря: берет автор картину какого-то именитого автора предыдущих веков – и адаптирует ее к современности. Лепота – почти как в знойном Сочи: сунешь голову в трафарет – и вокруг тебя чудесным образом распустятся кокосовые пальмы и защелкают австралийские попугаи…

Именно такой  прием могут оценить посетители музея: лучшие полотна Рождественской –  а их 85 –  выставлены «на погляд». Сама Екатерина называет свои работы «веселыми картинками» – и тут я  с ней полностью  солидарна. Если не веселиться, глядя на экспонаты, смысла в них – никакого.

Требуется расшифровка!

Кроме того, что она –  признанный фотохудожник, Екатерина Рождественская – редактор журнала «7 Дней»,  переводчик, дизайнер, модельер.  Многогранна, ай да Пушкин! И – цитирую пресс-релиз –  противоречива, как ее произведения. Наверное, что ж. «Но высокий уровень работ бесспорен», – утверждают профессионалы. Как им не верить…

Передвижные выставки  московской фотохудожницы исколесили не только российские дороги. Кроме того, что состоялись в Санкт-Петербурге, Мурманске,  Краснодаре и городах Сибири, они с успехом  прошли в Латвии, Армении, Азербайджан, на Украине. Более того,  работы  Рождественской  видели жители Варшавы, Вены, Берлина. А что дошло до Воронежа?

В новой экспозиции представлены работы  из проектов  «Частная коллекция», «Мужчина и женщина», «Кинодивы». Идея «Частной коллекции» – то самое перерождение известных людей в героев полотен Рембрандта, Моне, Репина, Дюрера, Веласкеса, Ренуара, Сурикова и других художников – реализована более чем наглядно. Рядом с каждым снимком  – «расшифровка»: малоформатная репродукция-оригинал работы одного из вышеперечисленных художников. А чтобы у зрителя не возникло разночтений насчет того, кого именно он видит на полотне, имя артиста-натурщика, воплотившего заданный образ, прописано черным по белому.

Другим наука

По сути – ни дать, ни взять – театр одного актера. Вернее – режиссера, Екатерины Рождественской. Надо сказать, постановщик она небездарный: выбранные персонажи  точно вживаются в заданные роли  и очень «близко к тексту» передают мимику и позу моделей-первоисточников.  Особенно это заметно по «Мужчине  и женщине» – проекту, в котором представители сильного пола предстают в женских образах и наоборот.

Смело сменили  пол медийные лица первого ряда: Тина Канделаки, Татьяна Лазарева, Аркадий Укупник, Сергей Лазарев, Дмитрий Нагиев, Гарик Мартиросян. Любопытно, что ж. Занятно. И по мысли затратно. Думается, не меньших творческих потуг потребовал проект «Кинодивы»,  посвященный звездам мирового кино. В Любовь Орлову, Марлен Дитрих, Веру Холодную, Одри Хепберн, Гретту Гарбо и Аву Гарднер перевоплотились Валерия, Алена Бабенко, Оксана Федорова, Ольга Ломоносова, Жанна Фриске, Кристина Орбакайте, Анастасия Заворотнюк, другие звезды. И как ни хотелось бы остановиться на том, что негоже художнику питаться чужой популярностью, делать этого не стоит: Екатерина Рождественская сумела утвердиться на высотах, которые сама соорудила  и взяла. Ее пример – другим наука. Убедиться в этом можно в срок до 3 марта;  раньше выставка не закроется.