Новости культуры российских регионов
25 января 2013
Центр

Мастер на все звуки

Меломанов порадовал известный музыкант-импровизатор.

В необремененном музыкальной эрудицией массовом сознании фамилия Летов прочно ассоциируется с покойным лидером «Гражданской обороны» по имени Егор. А про его брата Сергея, давно заслужившего репутацию одного из самых интересных исполнителей импровизационной музыки в нашей стране, знают относительно немногие. Впрочем, ситуация с востребованностью музыки Сергея – отнюдь не самая печальная: в небольшой воронежский арт-клуб, где в минувшую субботу выступил Сергей Летов, пришло в полтора-два раза больше слушателей, чем способно вместить заведение.

Вряд ли это – праздное любопытство. Легендарный мультиинструменталист вызывает интерес уже одним только «послужным списком». В активе Летова – сотрудничество с «Гражданской обороной», «ДК», «Ночным проспектом», Валентиной Пономаревой, Вадимом Курылёвым и многими другими выдающимися музыкантами. Пару лет назад Сергей уже приезжал в наш город. Тогда вместе с лидером «Ночного проспекта» Алексеем Борисовым  он вживую играл саундтрек к немому фильму Фридриха Мурнау «Фауст».

Эклектичные ландшафты

Околокинематографические идеи и сейчас не оставляют Сергея. Летов напомнил, что один из авторов первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911) Василий Гончаров  родом из Воронежа. Не так давно телеканал «Культура» обратился к Летову с предложением создать звуковое сопровождение к киноленте (оригинальная  дорожка не сохранилась). И эта работа была сделана. Теперь музыкант очень хочет выступить с «оборонной» программой в Воронеже, на родине Гончарова. «Требуйте моего приглашения с «Обороной Севастополя» у местных промоутеров, – улыбаясь, «подговаривал» Сергей, – и сами всё услышите. Музыка, конечно, там другого свойства. Не та, которая звучит сегодня».

То, что Летов играл в Воронеже, действительно не походит на музыку для фильма. Программа посвящалась памяти Ивана Соколовского – российского музыканта-экспериментатора, одного из участников «Ночного проспекта» и первого состава этно-проекта «Yat-kha». Иван умер в 2005 году, за неделю до совместных с Летовым европейских гастролей…

Концертный сет представлял собой идущие с ноутбука «болванки» (то есть, некий ритмико-мелодический полуфабрикат), в который музыкант вписывал «живые» партии духовых инструментов. Инструментарий был чрезвычайно разнообразен: помимо тенор-саксофона и флейт, Сергей использовал два электронных духовых инструмента, прямо через USB выведенных на ноутбук. Вкупе с множеством звуковых режимов это создавало поистине эклектичные музыкальные ландшафты. Периодически издаваемые звуки напоминали о таких экзотических инструментах, как терменвокс.

Без игры в прятки

Исполнялась музыка Соколовского. В частности, одна из вещей была позаимствована из проекта «Солдат Семенов» (Иван Соколовский и поэт Аркадий Семенов в рамках этого проекта записали 4 альбома) – правда, текст в ней, конечно,  оказался заменен на партии Летова.  Публика встречала все композиции очень тепло, хотя и «в лучших традициях» бесконечных хождений по залу, а также режима «выпили-зажевали».

В отличие от многих рок-звезд и считающих себя таковыми, Сергей после выступления не стал «прятаться», а вышел общаться, фотографироваться и давать автографы. А ещё – привёз на радость меломанам и коллекционерам свои компакт-диски. Которые  мегараритетами, может, и не являются, но, чтобы приобрести их,  надо изрядно «заморочиться». А тут – сервис с доставкой практически на дом.

Полуторачасовой сет (о хронометраже Летов предупредил в самом начале) почти не прерывался межпесенными «спичами». Лишь где-то ближе к концу концерта Сергей доверительно  поделился: дата выступления, 19 января, совпала с днем рождением его младшей дочери. Публика радостно поздравила музыканта: приятно, когда человек – во всех смыслах человек.