Новости культуры российских регионов
22 января 2013
Сибирь

Ай да компания!

Камерная площадка для экспериментов найдена в БКЗ.
Сергей Максимов

Два вечера подряд, 18 и 19 января, в камерном концертном зале Томской филармонии шли музыкально-поэтические эксперименты. Сначала поэт, певец и композитор Сергей Максимов, окружив себя стихами, музыкой, прозой и лучшими друзьями-музыкантами пытался существовать «Под знаком амперсанд». Затем певица Наталья Нелюбова соединила в одном концерте «Безумные сказки под такую же безумную музыку» фолк-, рок- и этномузыку, фольклор коренных народов Сибири и художественное слово. Камерный зал вместе со зрителями выдержал такие эксперименты и закрепил за собой право быть местом интеллектуальных встреч.

Первый проект анонсировали как «проект для состоявшихся творческих единиц и солистов». Единиц было три – гитара, альт, аккордеон. На каждый инструмент приходилось по солисту - Сергей Максимов, Андрей Чудаков и Вячеслав Крестинин. И все состоявшиеся. Крестинин и Чудаков – лауреаты международных и всероссийских конкурсов, музыканты-виртуозы. Максимов – автор сборников стихов и песен, автор романа «След грифона», который сейчас экранизируют известный режиссерский дуэт Усков и Краснопольский. Состоявшимся можно считать не только солистов самих по себе, но и их двадцатилетнее совместное творчество. Их гитару, альт, аккордеон слышали даже самых отдаленных поселков Томской области.

В концерте, название которого обозначалось не словом, а знаком - & (Сергей даже начертил его в воздухе, а да еще в зеркальном отражении), каждая единица то солировала, то играла в дуэте или трио, а чаще всего – один начинал разговор, двое других подхватывали. Так и вели душевный разговор с публикой. Запевалой, как всегда, выступил Максимов. Начал с представления друзей. В честь Чудакова спел песню о хрустальной высоте и чистоте, где царствует Паганини, а альт Чудакова откликнулся вариациями на тему Паганини. Крестина представил стихом: «Он и аккордеон… Какая с инструментом слитность, и кто был создан для кого». Виртуозное «алаверды» Вячеслава Крестинина только подтвердило рекомендацию Максимова. Публика, собравшаяся в камерном зале, хорошо знала всех «творческих единиц», и готова была не только слушать, но и подпевать. Однако всех слушателей интриговал знак амперсанда, что бы это значило.

Секрет открыл все тот же Сергей Максимов: «Знак существует более двух тысяч лет. Возникший, как знак стенографии в древнем мире, в современном мире существует в англоязычной традиции как "and company" – "& Co". В русской как "& К".  Как пошутили артисты театра Образцова: «Ой-ей-ей компания, ай-яй-яй, коллектив!» У нашего ансамбля нет названия, все попытки придумать его в течение 20 лет оканчивались неудачей. Однажды кто-то предложил нам с Андреем стать дуэтом «ЧуМа». Но не прижилось. Что предполагает знак? То, что в проект будут входить и другие музыканты, артисты. Какие, решим коллегиально». 

Дебют проекта можно считать успешным. Ожидания зрителей вполне оправдались. Желавшие услышать душевные песни и стихи, их услышали. Настроенные на виртуозное звучание альта и аккордеона насладились игрой Чудакова и Крестинина, особенно из исполнением «Либер-танго» Астора Пьяцоллы. Мечтавшие окунуться в непринужденную атмосферу дружеской встречи окунулись в нее. Бонусом для всех стало авторское чтение страниц будущего романа Сергея Максимова и его автографы слушателям.

Камерная, но с оттенком иронии, атмосфера воцарилась на следующий вечер в том же зале. В его центре горел костер, стояли инструменты, музыканты пели и читали сказки. «Безумные они потому, что не подходят для нашего ума», - пояснила автор проекта и певица Наталья Нелюбова. Мудрость тувинского и эвенкийского народов, действительно, не совпадает с менталитетом современного россиянина. Эти не совпадения и едко комментировала Наталья. Текст сказок, где действовали умные батыры и глупые богачи, наивные охотники и даже Владимир Ильич Ленин, удивительным образом ложился на оригинальную музыку, которую исполняет Нелюбова со своими музыкантами – Русланом Шакировым (перкуссия), Юрием Латыповым (бас-гитара) и Степаном Пономаревым (скрипка, аккордеон, рояль, домбра). О Степане следует сказать отдельно, не только потому, что с ним Наталья сделала не один проект, но и потому, что он был таким же эмоциональным центром притяжения, как и Наталья. Зрители получили удовольствие как от неповторимого голоса Нелюбовой, так и от виртуозной игры Пономарева.  Участвовал в проекте и приглашенный артист, под этой маркой выступил Андрей Кузичкин, бывший глава областной культуры. Он читал сказки, как этнические, так и современные, например «Наш ответ закону Магницкого». "Безумие - это особое состояние ума, которое позволяет достичь абсолютной свободы. это то, чего нам всем не хватает", - заметил после концерта Андрей Кузичкин. Мораль сей сказки такова: вечер получился безумно веселым.